Еще далеко не все крымчане догадываются, что активная жизненная позиция может привести к солидной экономии семейного бюджета. Ведь по российскому законодательству собрание жильцов само устанавливает тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Управляющая компания многоквартирного дома тоже вправе внести свои предложения, но собственники жилья могут с ними и не согласиться. Скоро год, как жильцы элитной высотки на окраине Симферополя взялись активно контролировать работу частной управляющей компании, обслуживающей их дом, и оказались в выигрыше.
- У нас очень активный председатель совета дома, - рассказал "РГ" один из жильцов высотки Андрей. - И она контролирует выполнение каждого пункта договора с обслуживающей компанией.
Когда стали разбираться с тарифами, выяснилось, что плата за электроэнергию, используемую на освещение подъезда и работу лифта, значится в расчетах управляющей компании в разных пунктах, хотя общедомовой счетчик один. За отопление жильцы платят по общегородскому тарифу, хотя на крыше установлена автономная газовая котельная, а значит, гигакалория тепла должна обходиться дешевле. Также УК включила в тариф высадку цветов и их полив, хотя за клумбой у высотки ухаживают сами жильцы. Но теперь раз в квартал председатель совета дома должен подписывать акты выполненных работ, предоставляемые управляющей компанией. В итоге, учитывая все эти аргументы жильцов, управляющей компании пришлось скорректировать счета в пользу собственников дома. А не прояви они активность, так бы и платили по сей день за "мыльные пузыри".
- С управляющей компанией мы пришли к соглашению: либо они выполняют то, что записано в договоре об обслуживании дома, либо мы просто отказываемся от их услуг и создаем ТСЖ, - говорит Андрей.
Пока прецедентов разрыва соглашений с управляющими компаниями в Крыму не было. Законодательство запрещает расторгать договор ранее чем через год после его заключения. Но для тех компаний, которые получили лицензии и имеют в управлении дома, обратный отсчет времени начнется 1 апреля. К этому моменту будет составлен и рейтинг работающих компаний. Весь прошлый год МУПы, ТСЖ и прочих частных управдомов не тревожили плановыми проверками, дав им возможность приспособиться к новым условиям. За это время жилищная инспекция провела около 100 внеплановых проверок по заявлениям жильцов (меньше двух процентов от общего числа обращений в инспекцию за это время). Дело в том, что наказать нерадивых требовали далеко не все. Большинство граждан, скорее, просто не понимают новые реалии.
- К нам поступило свыше 5000 обращений от крымчан, и большая их часть касается выбора управляющей компании или определения тарифов, - говорит заместитель начальника инспекции по жилищному надзору РК Элина Акулова.
Жильцы примерно 11000 многоэтажек, а это свыше 70 процентов жилого фонда, так самостоятельно и не определились с выбором формы управления, и теперь эти дома будут выставлены на конкурс. Среди обращений, связанных непосредственно с обслуживанием жилых строений, примерно 15 процентов касаются ремонта кровель. Жалобы на протекающие крыши лидируют в статистике инспекции. Тем не менее там понимают, что проблема возникла не сегодня и за день ее не решить. Жильцам советуют набраться терпения и подождать. Так или иначе, дырявые кровли отремонтируют во всех многоквартирных домах. Инспекция может штрафовать нерадивые управляющие компании на весьма существенные суммы, но в прошлом году этим правом инспекторы не злоупотребляли.
- Сумма штрафов составила около 300 тысяч рублей за год, хотя мы можем разово накладывать взыскание на сумму 250 тысяч рублей и более, - говорит начальник инспекции по жилищному надзору РК Ирина Кондратюк. - Но у нас нет цели обложить управляющие компании штрафами. Рынок жилищно-коммунальных услуг только складывается, и наша задача - помочь всем его участникам встать на ноги.
Увы, признают в инспекции, сила инерции ЖЭКов еще велика, многие управдомы продолжают жить и работать по старой привычке, когда они были монополистами. Но сфера жилищно-коммунального хозяйства постепенно меняется, и это не только официальный лозунг профильного министерства. В этой самой критикуемой гражданами отрасли начинается конкуренция за право работать на рынке ЖКХ-услуг. Например, в Крым зашли несколько управляющих компаний с материка, и они намерены здесь укорениться, потеснив местных управдомов.
- 10 компаний с материковой части РФ начали у нас работу, и это хорошо, - говорит Ирина Кондратюк. - Это свежий ветер, новый опыт, интересные наработки, которые они несут с собой. Там компании уже прошли проверку временем, а у нас просто дали лицензии с максимально лояльным отношением, по сути, автоматически. Так что конкуренция здесь неизбежна. Она пойдет на пользу и самим компаниям, и потребителям их услуг.
Правда, некоторые муниципалитеты по своему усмотрению решили нарушить законы конкурентной экономики. Городские администрации самостоятельно установили социальные тарифы на услуги ЖКХ, тем самым сделав работу управляющих компаний нерентабельной. Инспекции по жилищному надзору пришлось вмешиваться в ситуацию и убеждать горячие городские головы не ломать законы рынка. В результате здравый смысл все же возобладал над популизмом.
Кстати
В помощь жильцам многоэтажек с 1 июля 2016 года в Крыму заработает государственная информационная система ЖКХ. Зайдя на портал и набрав адрес своего дома, можно найти массу полезной информации о нем. Например, когда он построен, кем, из каких материалов, когда последний раз проводился капитальный и текущий ремонт и так далее. Всего до 800 параметров по каждому строению. Сейчас идет сбор информации. С этого же времени в счетах жильцов крымских многоэтажек появится новый платеж - на капитальный ремонт дома. Пока крымчане за него не платят.