Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура рассчитывает собрать за столом переговоров конфликтующие стороны 25 января. Однако нет гарантий, что к этому времени потенциальные участники встречи и им "сочувствующие" государства откажутся от взаимных ультиматумов. Напротив, чем ближе назначенная де Мистурой дата, тем больше условий выдвигает сирийская оппозиция в расчете на то, что президент САР Башар Асад проявит слабость. Поведение, прямо скажем, недальновидное и весьма рискованное: ведь незадолго до Нового года "Рейтерс" написала о том, что воздушная операция России в Сирии достигла своей цели, существенно укрепив режим Асада при относительно низких затратах. При этом агентство ссылалось на неназванных американских чиновников и военных аналитиков.
В четверг король Иордании Абдалла второй рассказал о переговорах с Москвой для установления режима прекращения огня на юге Сирии, где расположены подразделения "Сирийской свободной армии". Причиной для вмешательства его Величества в ситуацию, стали тяжелые потери, которые понесла оппозиция в ходе боевых действий с верными Асаду подразделениями сирийской армии.
Не менее критичным остается положение вооруженных отрядов оппозиции, поддерживаемых Турцией, на севере Сирии. "Военно-космические силы России мешают Турции наносить удары по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки "Исламское государство")", - был вынужден признать премьер Турции Ахмет Давутоглу. Иными словами, Анкара лишилась возможности оказывать в прежних объемах помощь противостоящим сирийской армии боевикам.
Часть подразделений сирийской оппозиции, которые сражаются с ДАИШ, уже договорились о военной поддержке со стороны Москвы. Другие сделали ставку на помощь со стороны Вашингтона - в четверг глава Пентагона Эштон Картер подтвердил, что спецназ США размещен в Сирии и наладил контакт с новыми силами, которые "разделяют наши цели и являются мотивированными и способными бойцами". По сведениям "Вашингтон Пост" речь идет примерно о 40 американских военнослужащих. Они должны прервать поток боеприпасов и подкреплений, поступающих в неофициальную столицу ДАИШ - город Ракку. Впрочем, готовность сирийской оппозиции сотрудничать с Пентагоном имеет и другую не столь явно афишируемую цель - присутствие американцев среди отрядов оппозиции должно обезопасить их от ударов российской авиации. Не исключено, что скоро в Сирии появятся и военнослужащие, представляющие интересы коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией. Во всяком случае, Эр-Рияд не исключает такого развития событий. И это может привести к распаду Сирии как единого государства.
В четверг президенты России и США Владимир Путин и Барак Обама обсудили по телефону возможность создания широкой коалиции для борьбы с ДАИШ. Говорилось также об обоюдной поддержке усилий ООН по организации женевской встречи сирийской оппозиции и представителей сирийского правительства.
Неприятным сюрпризом для готовящихся к переговорам в Женеве оппозиционеров стала позиция госсекретаря США Джона Керри. Тот подтвердил, что его страна не настаивает на немедленном уходе президента Асада и не связывает его отставку с началом межсирийского диалога. Конечно, это не отменяет дежурных заявлений руководителя американского внешнеполитического ведомства о том, что Асад является "препятствием для разрешения сирийского кризиса". Только вот с устранением этого "препятствия" теперь в Вашингтоне предлагают не спешить.
В совокупности эти факторы еще сильнее запутали ситуацию перед намеченными на 25 января межсирийскими консультациями. Причем в отличие от официального Дамаска, который готов встречаться без предварительных условий, сирийская оппозиция постоянно загоняет себя в угол многочисленными политическими капризами и ультиматумами. Последний из них был связан с попыткой увязать начало диалога с Дамаском с беспрепятственной доставкой гуманитарной помощи в окруженные сирийской армией города. Сообщается, что на выполнении этого пункта настаивали 33 вооруженных группировки, относящих себя к сирийской оппозиции. В том числе те, которые Москва считает террористическими. Россия называет подобные требования неправомерными. Как заявил заместитель министра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов, доставка помощи "ни в коей мере не соответствует резолюции Совета безопасности ООН, где говорится, что для начала переговорного процесса необходимо сформировать как можно более широкую делегацию оппозиции". Еще одним условием встречи в Женеве сирийские оппозиционеры называют окончание военных операций, которые проводят в Сирии иностранные государства. Складывается устойчивое впечатление, что оппозиция с помощью заведомо невыполнимых условий стремится сорвать намеченные на 25 января женевские переговоры, на которых ее представители будут иметь более слабые в политическом и военном плане, чем у официального Дамаска позиции.
Камнем преткновения остается согласование единого списка участников женевской встречи, который проходит одновременно с составлением перечня воюющих в Сирии террористических группировок. Как сообщил Гатилов, "в этом плане никакого движения мы зафиксировать не можем". В частности, Москва и Дамаск не согласны с включением в делегацию сирийской оппозиции представителей группировок "Ахрар-аш-Шам" и "Джейш-аль-Ислам", которые они считают террористическими.
Все это говорит о том, что консультации в Женеве, даже если их все же удастся начать, будут носить формальный характер и вряд ли окажут реальное воздействие на начало политического процесса в Сирии. Ни оппозиция, ни официальный Дамаск еще не исчерпали своих ресурсов и не склонны спешить с соглашением. К тому же включение в сирийские события все большего числа государств делает ситуацию еще более запутанной и непредсказуемой.
В четверг "Вашингтон пост" сообщила о возможном присоединении Китая к борьбе с группировкой ДАИШ, поскольку Пекин обеспокоен приближением террористической угрозы к западной части страны и растущим число китайцев из числа мусульман-уйгуров в рядах ДАИШ.
С весьма красноречивым заявлением в отношении планов США в Ираке и Сирии выступил глава Пентагона. Помимо призывов к зарубежным союзникам, поддержавшим позицию Вашингтона в этих странах, перестать быть "пассажирами" и увеличить свой военный вклад, Эштон Картер назвал стратегические цели проводимой американцами операции. А это, как выяснилось, не только уничтожение центров силы группировки ДАИШ в иракском Мосуле и сирийской Ракке, но и, внимание, борьба с "метастазами по всему миру". А значит, США продолжат военные действия, где они сочтут нужным, и после сирийского урегулирования…