Первым воздействие нового Федерального закона N 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ощутил на себе таксист-нелегал, 35-летний житель города Зея, задолжавший своей бывшей семье 26 тысяч рублей алиментов. Теперь по закону ему грозят обязательные работы сроком до 50 часов или лишение прав на год.
Еще один должник вовсе отказался расписываться в том, что получил уведомление. Кстати, его долг почти в 600 тысяч рублей образовался из-за причиненного им вреда здоровью во время преступления. В результате судебному приставу-исполнителю не оставалось ничего делать, как зачитать при понятых постановление об ограничении права на управление транспортным средством и вручить должнику копию. В Приамурье ограничения на управление автомобилем введены уже для 223 должников.
Позиция Федеральной службы судебных приставов такова: как только возбуждается исполнительное производство, человеку необходимо послать уведомление. В нем обозначается срок на добровольную уплату (те самые пять суток), а также предупреждается, какие меры могут быть приняты. Все - это и есть первое уведомление, никакого особого предупреждения, что могут изъять права, ждать не надо.
Как рассказали "РГ" в ФССП, как только глава государства подписал закон, судебные приставы немедленно стали добавлять в уведомлениях строчку, что человек может быть ограничен в праве управления транспортным средством. Кроме того, была разработана специальная форма уведомления для тех, на кого исполнительные производства были заведены раньше. Такое уведомление может быть заочным. Его надо прочитать внимательно и отнестись к нему стоит серьезно. Зато сообщать, что отныне водительские права человека заморожены, положено лично. Поэтому теоретически должник может стать пешеходом после первой же личной встречи с судебным приставом (если уведомление получал не в руки, а по почте).
Принципиальный вопрос: вправе ли были судебные приставы рассылать такие уведомления сразу после подписания закона, но до того, как он вступит в законную силу?
- Говорить об обратной силе можно было бы, если б человека ограничивали в праве управления транспортным средством за то, что он в прошлом году просрочил на несколько месяцев штраф за нарушение правил, а потом заплатил, - рассказал "РГ" партнер юридического бюро Дмитрий Шевченко. - Если бы ему сейчас предложили походить пешком столько месяцев, насколько он затянул с расплатой, это было бы грубейшим нарушением правовых принципов. Примерно, как с расстрелом валютчиков в советское время. Но ведь об этом же сейчас речи нет, так что вряд ли стоит заниматься буквоедством. В конечном счете, цена вопроса - только пять дней, от 15 до 20 января. Легче заплатить по долгам, чем спорить об обратной силе закона.
Однако, по мнению других юристов, в данной ситуации для уведомлений, отправленных до срока вступления в законную силу этих поправок, новые санкции не должны распространяться.
По словам юриста Льва Воропаева, в отношении тех водителей, которым было разослано уведомление до вступления в силу поправок в этот закон, действуют те же нормы, которые действовали в период вынесения уведомления. Человек был предупрежден только о тех санкциях, которые ему грозили на тот момент. Применять к нему нововведенные санкции - невозможно. В любом случае речь идет об ужесточении ответственности.
Того же мнения придерживается и редактор журнала "За рулем" юрист Сергей Смирнов. По его словам, в данном случае уведомление и санкция связаны между собой. Поэтому судебные приставы могут уведомить о долгах и возможных мерах с момента вступления в силу закона, то есть 15 января, а ограничивать действия прав - только 21 января.
В ГИБДД "Российской газете" сообщили, что вообще это не их тема. В данном случае решение принимает судебный пристав. Никаких рейдов по этому вопросу проводиться не будет. Если водителя остановит инспектор и в базе окажется, что действие его водительского удостоверения приостановлено, материалы дела направят в суд. Задерживать права никто не будет до решения суда, то есть составят протокол, оформят рапорт и отпустят.
В то же время в ГИБДД считают, что столь скоропалительное ограничение в правах несколько незаконно и напоминает историю с вступлением в силу поправок, касающихся усиления ответственности для тех водителей, которые повторно попались нетрезвыми за рулем. Так вот тех из них, кто попался вторично до вступления в силу поправок в Уголовный кодекс, Верховный суд решил наказывать, как тех, кто совершил такое нарушение в первый раз. Ведь усиление наказания произошло после нарушения, а отмененные санкции применять уже нельзя.
По всей видимости, спорный вопрос применения приостановления действия специальных прав также придется решать Верховному суду.