28.01.2016 08:55
Авто

Как владивостокцы укрощают нелегальных парковщиков

Борьбу с незаконными автостоянками во дворах Владивостока ведут бывшие военнослужащие
Текст:  Ольга Журман
Российская газета - Неделя - Дальний Восток: №0 (6885)
Во Владивостоке в первые дни этого года ликвидированы 13 нелегальных автостоянок.
Читать на сайте RG.RU

Операцию провели сотрудники подразделений по исполнению административного законодательства УМВД России по краевому центру и специалисты городской администрации. Правоохранители и чиновники среагировали на несколько сотен обращений граждан по поводу незаконных парковок во дворах многоэтажек.

На Чукотке опровергли информацию о закрытии автошкол в округе

Среди жалоб, направленных в полицию, были заявления от жителей Снеговой пади. В этом самом молодом микрорайоне Владивостока, населенном преимущественно людьми военными, с прошлого года объявлена война самовольщикам-захватчикам дворовых территорий и незаконному бизнесу. Минувшей осенью здесь впервые показали кузькину мать нелегальной автопарковке. Сделали это члены инициативной группы "Горожанин и гражданин" - бывшие военнослужащие Сергей Мильвит, Игорь Гостев и Ярослав Ширшиков вместе с соратниками-активистами и неравнодушными соседями.

- Я оставляю машину у дома. Ко мне подбегает неизвестный и на плохом русском языке объясняет: нельзя просто так - нужно заплатить за охрану. И запугивает, что, мол, здесь колеса прокалывают, стекла разбивают. Меня это возмущает. Я - артист ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота. Мы много ездим по стране. Ответственно заявляю: нигде этот хамский бизнес не развит так масштабно, как во Владивостоке, - говорит Сергей Мильвит.

Он решил действовать. Поинтересовался у дворовых автопарковщиков, кто их хозяин и сколько он получает с жильцов. Потом Мильвит провел собрания едва ли не в каждом доме микрорайона и выяснил - недовольных много. Более того, у людей на руках даже были судебные решения о признании незаконными действий "бизнесменов", занявших чужую территорию.

Новые точки платной парковки были согласованы со всеми советами муниципальных депутатов

Активисты сфотографировали поцарапанные машины жильцов, уговорили некоторых потерпевших написать заявления, добавили свои видеоматериалы и отправили в прокуратуры Владивостока, Приморского края и даже в Генпрокуратуру России и ФСБ. Кроме этого, Мильвит заручился моральной поддержкой бывшего командующего Тихоокеанским флотом и Восточным военным округом вице-адмирала Константина Сиденко. В результате в присутствии полиции и чиновников десять будок незаконных автостояночников в Снеговой пади были снесены.

- На место сразу же подъехал добрый десяток черных джипов с бородатыми мужчинами. Доходило до того, что они перекрывали дорогу эвакуатору, чтобы он не увез будку охраны. Но не вышло - с полицией не поспоришь. А вот терминалы, через которые происходила оплата стоянки, владельцы увозили сами, ночью, закрыв номера машины. Фото у меня есть, - рассказывает Сергей.

Городскую известность инициативной группе принесла осенняя акция. Тогда активисты объявили субботник, пригласили на всякий случай участкового. Жители микрорайона самостоятельно избавились от незаконной стоянки у дома на улице Горшкова, 4: убрали сетку, выкорчевали ограничительные столбы.

Общественники создали прецедент, которой ударил по стояночной мафии Владивостока и декриминализировал часть этого бизнеса

- Мы создали прецедент, которой ударил по стояночной мафии Владивостока и декриминализировал часть этого бизнеса, - сказал тогда Ярослав Ширшиков.

В соцсетях появились отклики восторженных горожанок: "Ура! Все-таки появились во Владивостоке мужики!".

Активисты тем временем стали получать угрозы, которые, кстати, слышны до сих пор. Неизвестные то намекают на физическую расправу, то предлагают взятки. Сергей Мильвит обратился в полицию с заявлением, но там отказали в возбуждении дела. Потом общественников заподозрили в корысти - дескать, они таким образом "отжимают бизнес" у честных предпринимателей. Потом кто-то от имени инициативной группы развесил по микрорайону объявления экстремистского характера, и Мильвиту пришлось объясняться в управлении ФСБ по Приморскому краю.

Есть у "Горожанина и гражданина" и печальный опыт. В начале зимы жители дома по улице Нейбута, 23 попросили помочь ликвидировать нелегитимную автостоянку. Совет дома даже составил соответствующий протокол, подписанный жильцами. Более того, незаконность парковки была подтверждена и постановлением администрации города.

13 декабря к активистам присоединились трое полицейских, а также депутаты Юрий Кучин и Артем Самсонов. Но при первой же попытке откатить будку охранников с территории двора выезд был заблокирован несколькими автомобилями.

- Из машин вышли парни в спортивных костюмах. Началась потасовка. Меня оттаскивали от будки с криками: "Я тебя зарежу!". Большой драки не получилось, потому что мы не отвечали на провокации, но полицейские явно растерялись. Кстати, эти агрессивные неизвестные угрожали всем, в том числе и стоящим рядом женщинам, - вспоминает Сергей Мильвит.

На Дальнем Востоке названы самые угоняемые автомобили

На место приехал глава администрации Ленинского района Владимир Ковалевич, который пообещал, что через сутки охранной будки на этом месте не будет. Но ее, как сообщил в официальном ответе на депутатский запрос Артема Самсонова заместитель главы города, убрали (на самом деле отодвинули к соседнему дому) с территории только 25 декабря.

- Нам пришлось направить жалобы как на действия полиции, так и на владельцев будки. В самый канун нового года получаю ответ администрации Владивостока. Первый заместитель главы города Константин Лобода сообщает, что мэрия не выдавала разрешительных документов ни на установку, ни на подключение будки, расположенной у дома по улице Нейбута, 23, к электрическим сетям. Я направил заявление в полицию с просьбой установить, кто незаконно провел туда электричество, и привлечь виновного к ответственности, - рассказывает Артем Самсонов.

Народная молва свое дело сделала. Сейчас у инициативной группы набралось столько обращений с просьбой помочь избавиться от самозахвата дворовых территорий парковщиками, что пришлось составлять план работы на весну и лето.

- Это не просто перечень адресов незаконных автостоянок, а схема расположения их на территории с описанием количества столбиков, высоты ограждений. Указываем мы и количество необходимых эвакуаторов, рабочих и полицейских. Ведем учет обращений в правоохранительные органы и в мэрию, - уточняет Сергей Мильвит.

Он со смехом говорит, что знает поименно крышевателей незаконного автостояночного бизнеса во Владивостоке. Имена ему называли разные источники: и сами автостояночники, открыто бравирующие своими высокими связями, и рядовые сотрудники полиции.

За и против

Сергей Попов, житель Владивостока:

- Победить автопарковщиков во дворах практически невозможно. Журналисты пишут, что жителей кто-то "заставляет, принуждает" платить. Мы, владельцы дорогих авто, сами ищем, где и кому отдать машину под охрану. Все, что мне нужно, - свое место на парковке и присмотр. Поэтому у охранников на жилмассивах всегда будут клиенты.

Виталий Номоконов, профессор ДВФУ, директор Центра по изучению организованной преступности:

- Конечно, очень хорошо, что активные граждане пытаются самостоятельно защитить свои права. Разумеется, при условии, что подтверждена незаконность самостийной парковки. Но есть и другие механизмы решения проблемы самозахвата земли под нелегальные автостоянки: действенная работа местной власти, которая должна оперативно откликаться на сигналы граждан о навязывании подобных услуг, угрозах, вымогательствах. И обязательное широкое информирование населения о принятых к нелегалам мерах.

Дороги Владивосток Дальний Восток