Уважаемый Вадим! О ближайших Армагеддонах нас регулярно извещают заголовки желтых СМИ и так называемых сливных сайтов, где наряду с анонсами концов света как раз и сообщают о предсказаниях Ванги, а заодно о способах похудения при помощи соды и увеличении размера женской груди благодаря капустным листьям. Ну а поскольку информации подобного рода в Интернете хоть залейся, мы на нее времени тратить не будем, хотя о Ванге и природе ее дара поговорить стоит. Но это как-нибудь потом, а сейчас о наших родных русских пророках. А именно об удивительной святой блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой, день памяти которой Церковь отмечает 6 февраля.
Вот что писали об этой необычной жительнице столицы "Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции" в 1847 году: "Лет сорок или несколько более назад скончалась здесь, в Петербурге, вдова придворного певчего Андрея Феодоровича Ксения Григорьевна, известная в свое время под именем Андрей Феодорович. Имея множество знакомых, большею частью из купеческого сословия, она часто приходила к ним за милостынею и ничего более не брала, как "царя на коне": так называла она копейки, на которых было изображение всадника на лошади...
Одни называли ее сумасшедшею, другие - прокаженною или юродивою, третьи - предсказательницею, потому что она предсказывала счастие или несчастие тому дому, в который приходила, хотя очень редко и неохотно произносила свои пророческие слова... Предсказания ее не всегда заключали в себе какой-нибудь сокровенный смысл, а иногда они служили как бы только удостоверением в том, что эта странная женщина точно наделена даром прорицания. Так, например, приходя куда-нибудь, она вдруг требовала, чтобы дали ей пирога с рыбою, и когда ей нарочно отвечали, что такого пирога в этот день не пекли, то она с уверенностью говорила: "Нет, пекли, а не хотите дать..." Иногда она предсказывала что-нибудь дурное, но не прямо, а косвенно, намеками, как бы не желая смущать того, с кем говорила. Так, посетив один раз дом купчихи Крапивиной, выходя из него, она взглянула на окно дома, сказав: "Зелена крапива, а скоро завянет". Крапивина вскоре после этого умерла.
Накануне праздника Рождества Христова, 24 декабря 1761 года, блаженную Ксению можно было увидеть бегающей по улицам с криками: "Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины!" Люди недоумевали, но все прояснилось уже на следующий день, когда по Петербургу разнеслась пугающая весть: императрица Елизавета Петровна неожиданно скончалась. Тогда и стало ясно, что словами "вся Россия будет печь блины" блаженная предсказывала смерть императрицы: блины - обязательное блюдо на поминках.
В другой раз горожане обратили внимание на то, что обычно кроткая юродивая уже несколько дней подряд ходит и горько плачет, причитая: "Кровь! Реки налились кровью! Каналы кровавые!" Смысл слов стал понятен три недели спустя, когда поползли слухи о неудавшемся перевороте и убийстве Шлиссельбургского узника императора Иоанна VI Антоновича.
Но почему Ксения Григорьевна из Санкт-Петербурга стала называть себя Андреем Феодоровичем? Отчего брала у людей только копейки с изображением "царя на коне"? Что значит блаженная? И откуда в той, которую наш высокомерный, самодовольный век посчитал бы бомжихой, бродяжкой и нищенкой, дар прорицания?
Слово "блаженная" означает, что святая прославилась подвигом юродства Христа ради. Юродство - феномен именно русской святости, из всех видов духовного подвига этот самый необычный. Он заключается не просто в добровольном отказе от удобств, комфорта, любых благ цивилизации, это отречение от своего дома, от всех постоянных человеческих отношений, от любой собственности, вплоть до одежды, то есть от всего того, что привязывает человека к миру земному. Но и это еще не все, трудно себе даже представить, что человек может позволить себе добровольно отречься от разума - той его части, которая отвечает за житейское благополучие, юродство Христа ради предполагает полное пренебрежение им. Царствие Небесное становится центром устремления человеческа, поэтому все, что мешает этому, пусть даже и твой разум, уже не имеет цены. Кстати, Вадим, в этом и есть главное отличие юродивого от всех тех, кто пренебрегает правилами общественной жизни по каким-то иным соображениям. Подвиг юродства требует особенного мужества, ведь человек противопоставляет себя миру и этим вызывает на себя и осуждение, и насмешки, и прямое издевательство. Терпеливо перенося все это, он преодолевает в себе самый главный грех, корень всех грехов - гордыню, которую, по словам Святых отцов, победить труднее всего. Как объяснял Серафим Саровский, юродство Христа ради требует от человека особой силы духа, на такой подвиг нельзя вызываться самому, сорвешься, это всегда призванность Богом.
Вадим, история не сохранила никаких подробностей той части жизни Ксении, когда она жила обычно, как все: нам неизвестна даже точная дата ее рождения, ясно, что это первая треть XVIII века. Мы знаем только то, что отца ее звали Григорий и что Ксения Григорьевна была замужем за певчим придворного хора Андреем Феодоровичем, полковником. Вот и все, что известно о жизни святой до того момента, когда у двадцатишестилетней Ксении Григорьевны Петровой внезапно умирает муж.
Внезапность смерти означала не просто неожиданность потери, для верующей Ксении удар усиливался еще и тем, что ее муж отошел в мир иной, не успев перед кончиной исповедоваться и причаститься. Можно только предполагать, что в сердце и сознании овдовевшей Ксении произошел переворот: она почувствовала призрачность земного счастья, недолговечность всего земного вообще. И, осознав это, молодая женщина поступает не просто разумно, но и последовательно - она отвергает весь этот земной мир, такой непрочный, и оставшуюся часть своей земной жизни посвящает служению миру иному.
Народная память подробно хранит то, что происходило дальше. В день похорон молодая вдова надела на себя одежду мужа и на соболезнование близких отвечала, что Андрей Феодорович не умер, а вот она, Ксения Григорьевна, умерла. С тех пор она не отзывалась на свое имя и просила называть ее Андреем Феодоровичем. Родные вдовы подумали, что у нее от горя помутился рассудок, их подозрения усилились, когда на следующий день она раздала свои вещи бедным, отнесла все деньги в храм на помин души "рабы Божьей Ксении", а дом подарила знакомой, взяв с нее слово, что та будет пускать туда нищих. Все это не могло не показаться родственникам странным, и они настояли на том, чтобы вдова прошла медицинское освидетельствование. Однако комиссия пришла к выводу, что Ксения Григорьевна Петрова, вдова двадцати шести лет, психически здорова и вправе распоряжаться своим имуществом. Ее не стали задерживать, так началось сорокапятилетнее скитание блаженной Ксении по улицам Петербурга.
В любую погоду, одетая в обветшавший костюм своего мужа, она с удивительной стойкостью и кротостью переносила холод, ветер и зной, все превратности жизни под открытым небом. Только однажды ее видели в гневе - в тот раз жестокость мальчишек, закидывавших ее камнями и комьями грязи, перешла все пределы, и бедная женщина не выдержала. Свидетели безобразной сцены, сначала безучастно наблюдавшие за происходящим, были так потрясены видом разгневанной Ксении, которую привыкли видеть безропотной, что немедленно прекратили издевательства.
Блаженная отказывалась брать милостыню вещами, одеждой, деньгами, входя к кому-нибудь в дом, она обычно говорила: "Вся я тут". Если она что-то и брала, то только от людей праведных, чаще всего это был какой-нибудь пустяк: пряник, пуговица, копейка, изображавшая Георгия Победоносца, все это она тут же отдавала. Люди заметили, что удача начинала сопутствовать и тому, у кого Ксения брала, и тому, кому она это передавала. Поэтому, когда скиталица появлялась на рынке, торговцы, испытывая себя, наперебой пытались ей что-нибудь дать, боясь при этом, что блаженная может и не взять. Женщины знали, что святой достаточно просто погладить по головке заболевшего ребенка, как тот вскоре выздоравливал. Это кажется невероятным, но сорок пять лет скиталась по улицам Петербурга блаженная Ксения, как сказано в молитве, "безумием мнимым безумие мира обличившая" и "град Петров всенощным бдением от бед ограждавшая". Кстати, в той же молитве святой блаженной Ксении ее называют верной спасительницей "в бездне отчаяния погибающих".
Вадим, как-то полиция заинтересовалась, где ночует скиталица. Произвели расследование, и выяснилось, что в любое время года блаженная уходила в поле и там, встав на колени, ночь напролет молилась. Христа ради юродивая Ксения уже при жизни принадлежала другому миру, поэтому неудивительно, что ей было дано предвидеть те события, предугадать которые выше человеческого разума.