Ситуация, надо сказать, беспрецедентная, и в российском военном ведомстве на нее отреагировали соответствующим образом. Вот как в среду вечером прокомментировал демарш властей Анкары начальник Управления Минобороны России по контролю за выполнением договоров Сергей Рыжков.
- В соответствии с Договором по открытому небу в период с 1 по 5 февраля 2016 г. планировался полет на самолете наблюдения Ан-30Б группы российских наблюдателей над территорией Турецкой Республики, - сообщил он. - Никаких предварительных условий и ограничений на проведение Россией наблюдательного полета со стороны Турции заявлено не было.
Маршрут предполагал, в том числе, наблюдение районов, прилегающих к границе Сирии, и аэродромов, где сосредоточена авиация стран НАТО. Однако после прибытия российской миссии в Турцию и объявления планируемого маршрута наблюдательного полета, турецкие военные отказали в его проведении, ссылаясь на указание Министерства иностранных дел Турции.
Таким образом, в результате нарушений требований Договора и неконструктивных действий со стороны Турции создан опасный прецедент неконтролируемой военной деятельности одного из государств-участников Договора по открытому небу.
Мы не намерены оставлять без должного внимания и соответствующей реакции нарушения Договора по открытому небу со стороны Турецкой Республики.
Между тем, этот договор, участниками которого являются более трех десятков стран, в том числе Россия и Турция, специально создавали для бесконтактного контроля за дислокацией и перемещением вооруженных сил. Смысл воздушных инспекций сводится к предотвращению внезапных атак на сопредельные государства. Согласно документу, никто и ничто не ограничивает возможности международных наблюдателей. Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года и вступивший в силу 1 января 2002 года договор разрешает им фотографировать с воздуха все передвижения войск и кораблей, а также любые объекты армейской и флотской инфраструктуры. Инспекционные рейсы ограничиваются только соображениями безопасности полета, но никак не интересами национальной безопасности инспектируемых стран. В то же время представители принимающей стороны обязательно находятся на борту самолета-инспектора и контролируют выполнение условий международного соглашения.
Накануне "РГ" рассказала о другой инспекции, которую в рамках Венского документа 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности российские офицеры сейчас проводят в Турции. Речь идет о наземном контроле за деятельностью местных военных в одном из районов страны. Автор публикации предположил, что наших инспекторов турки допустили на свою территорию явно без особого желания, а место проверки наверняка определили подальше от турецко-сирийской границы. Ведь именно оттуда, по данным Минобороны РФ, идет артиллерийский обстрел некоторых населенных пунктов сопредельного государства.
Судя по последним событиям это предположение оказалось верным.