03.02.2016 19:02
Культура

Олег Меньшиков рассказал о "Счастливчиках" будущего

Олег Меньшиков рассказал о "Счастливчиках" будущего
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №22 (6890)
Олег Меньшиков на премьере в Театре им. Ермоловой представил модель общества будущего. Через шестьдесят лет, в 2076-м году, нас может ждать специфический "гуманизм": все граждане некой планеты, достигшие восьмидесяти лет, в обязательном порядке должны проходить тест, доказывая свою умственную полноценность и физическую дееспособность. Жить новым восьмидесятилетним или не жить, решает комиссия по оптимизации населения. А ее ответы население узнает на телешоу, которое транслируется по всей планете и имеет колоссальные рейтинги.
Читать на сайте RG.RU

Пройти тест и остаться жить или же красиво, с бокалом шампанского, умереть "по собственному желанию" и предстоит героям спектакля "Счастливчики" Олега Меньшикова. Эта постановка по мотивам пьесы Констанции Деннинг Exstasy rave в переводе и редакции Валерия Печейкина. Людей будущего - обитателей планеты 2076 года - играют ведущие актеры Ермоловского театра старшего поколения: Владимир Андреев, Наталья Архангельская, Татьяна Говорова, Ольга Селезнева и Борис Быстров при участии их молодых коллег Никиты Татаренкова и Ольги Волковой.

Перед премьерой актер и художественный руководитель Ермоловского театра Олег Меньшиков рассказал, почему его заинтересовала проблема смены поколения.

Про мир 2076

Валерий Фокин: Драматический театр не должен ориентироваться на кассу

- Как только кто-то предлагает: "А давайте придумаем мир будущего!" - начинается невероятная ахинея. Мы не знаем, что будет завтра, тем более не можем придумать мир будущего. Поэтому обошлись условным пространством.

Будущее - лишь данность этой истории. В том будущем времени есть некий тест, с которым сегодня, к счастью, мы не знакомы. Поэтому будущее в нашем спектакле - это как повод поговорить о чем-то большом и серьезном.

Пьеса Констанции Деннинг у нас совсем не известная. В ней, не умаляя достоинства автора, на мой взгляд, первична не она сама, а идея. Описана ситуация: в будущем существует некий тест, и люди, достигшие 80-летнего возраста, должны ответить на вопросы, и в зависимости от этого решается, живут они дальше или нет. И это уже норма: и для общества, и для тех, которые приходят на тест. Меня заинтересовала ситуация, но мне не понравилась пьеса. Поэтому Валерий Печейкин сделал ее сценическую редакцию. Мы работали одновременно и с Валерой, и со всей постановочной группой.

Спектакль про то, что рано или поздно все аукнется

Художник спектакля Филипп Виноградов, на мой взгляд, один из самых замечательных на сегодняшний день театральных художников. Он хоть и молод, но сейчас уже можно абсолютно уверенно говорить о нем как о состоявшемся мастере. Как только Филипп принес мне эскиз декораций, как только я увидел приоткрытую створку огромной двери… Вроде ничего особенного, но мне, как и любому художнику, был важен толчок. С помощью Филиппа я увидел спектакль, увидел всю картинку. За сценографию ему отдельное спасибо.

Про старшее поколение

У меня есть в самом хорошем смысле определенные обязательства перед старшим поколением артистов. Ведь в этой работе заняты пять актеров, работающих уже по много десятков лет в Театре Ермоловой, и в каждый период нужно обращаться к пьесам для них. Я считаю, это обязательно для того, чтобы как-то защищать традиции, которыми живет театр.

Сначала я отложил пьесу, не стал даже думать. Но потом я постепенно к ней возвращался, потом возник Валерий Печейкин, потом сформировалась вся постановочная группа, и потом все придумывалось в репетиционном зале. Печейкин после каждой репетиции половину переписывал, то есть сложился именно тот процесс взаимодействия, который я так обожаю в театре.

Про режиссуру

Актер Олег Меньшиков

Знаете, что мне больше всего нравится в существовании в творческой профессии? Что у нас очень много спонтанного. Вот так когда-то возник спектакль "1900", я ведь совершенно к нему не готовился, вдруг ба-бах - прочитал и понеслось!

И этот спектакль "Счастливчики" начался с отказа от пьесы, а потом с возврата к ней.

Я ловлю себя на том, что сейчас я подозрительно спокоен! Это действительно так, потому что я первый раз в своей постановке не выхожу сам на сцену и вижу работу со стороны. Поэтому я, извините за наглость, доволен тем, что произошло.

Про антиутопию

Гацалов: Настоящее искусство театра - то, что творится на твоих глазах

Антиутопия здесь только прием, не более того. Меня вообще не очень это интересует, но, безусловно, спектакль не про старшее поколение и не про то, что, когда ты достигаешь определенного возраста, ты должен пройти какой-то тест. Спектакль про жизнь. За все, что мы делаем, все равно - рано или поздно - придется отвечать. Рано или поздно всем нам аукнется. Я однажды услышал замечательную фразу: "Представьте себя в бесконечном пространстве, бесконечном свете, бесконечном космосе... Представили? А теперь представьте, какого вы размера". Вот как бы и об этом…

Про посвящение двадцатилетним

20 лет - это именно тот возраст, когда ты о жизни вообще не задумываешься, потому что тебя несет как несет - и это правильно! Посвящение спектакля двадцатилетним получилось только с высоты нашего возраста или тех, кто старше нас. Это ни к чему их не обязывает, и, более того, они, может, даже и не обратят никогда внимания на посвящение. Они живут той полнотой жизни, через которую мы все когда-то проходили. Поэтому это скорее шутка…

Про художественное руководство

Самое трудное поначалу было найти общий язык… Я же всегда работал только с теми людьми, которые мне были симпатичны. В "Товариществе" (собственной частной театральной компании, которую долгое время возглавлял Олег Меньшиков до Ермоловского театра. - Прим. ред.) я мог приглашать любых артистов. Нет, это ни в коем случае не значит, что здесь мне не симпатичны люди, но здесь же нужно было найти и построить правильный разговор с артистами, существующими в этом театре со своими традициями, привыкшими к одному определенному языку общения с режиссурой, и так далее. Но это нормальный процесс, тут ничего сложного нет. Мне кажется, что в результате мы нашли общий язык, и cлава Богу. Встречал ли я сопротивление? Не то чтобы сопротивление… Просто они в какой-то момент решили, что я навязываю им новый театр. Я вообще не понимаю такого словосочетания "новый театр" или там "современный театр". Я навязывал только тот театр, который сам вижу. Но вы поймите меня правильно: мы не боролись, мы не сражались, мы мирно искали путь к премьере. И в результате мы его нашли.

Спектакль "Счастливчики"
Драматический театр