07.02.2016 21:00
Экономика

Масленников: Антикризисный план должен стать "искусством возможного"

Текст:  Никита Масленников (руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития)
Российская газета - Федеральный выпуск: №25 (6893)
Экономическую политику как занятие многотрудное и головоломное нередко именуют "искусством возможного". Находить компромиссы между тысячами разнонаправленных интересов занятие действительно нелегкое.
Читать на сайте RG.RU
На поддержку экономики РФ дополнительно выделят 200 млрд рублей

Сейчас уже всем ясно, что неизбежны корректировки бюджета-2016, "поплывшего" вслед за нефтью и курсом валют. И они зависят от содержания антикризисного плана. Работа над ним идет полным ходом. Вероятно, к середине февраля он будет готов к исполнению. Пока просматривается симбиоз мер, требующих определенных финансовых ресурсов и действий, дополнительной нагрузки "здесь и сейчас" на госказну не налагающих.

С финансами примерно понятно - "день простоять и ночь продержаться". Поставить подпорку в 310 миллиардов рублей региональным бюджетам (по итогам-2015 76 из них сведены с дефицитом). Удержать автопром от самораспада (уровень загрузки мощностей в нем около 40 процентов, что уже критично). Помочь агробизнесу укрепить продовольственную безопасность. А еще докапитализировать фонд развития промышленности и завершить эту же операцию с банками. Все цели имеют социальное измерение. Ясно также, что немалая часть мер окажется "подвешенной" по источникам - их придется отыскивать по ходу исполнения бюджета. Уже заложенный в нем антикризисный фонд тоже будет, видимо, распределен не полностью - с "заначкой" в несколько десятков миллиардов рублей. Страховка же доходной части бюджета задумана приватизацией госпакетов, скорее всего "Роснефти", "АЛРОСА" и "Башнефти", текущая рыночная капитализация которых позволяет рассчитывать на 700 миллиардов рублей.

Теперь что касается действий. Они по сути должны стать драйверами приспособления к "новой реальности", имя которой структурный кризис. По этому поводу обещан целый раздел антикризисного плана, ориентированный на среднесрочный результат. Кое-что, как, например, меры поддержки малого предпринимательства, уже публично обозначено, вызвав заинтересованную реакцию у бизнеса (повышение порога "упрощенки" до 120 млн рублей, продление ЕНВД за пределы 2018 года, единый вычет по налогу на имущество, льготные условия на аренду госсобственности и т.п.).

Названы страны с самой несчастной экономикой

По "гамбургскому счету" - это конкретизация структурной повестки правительства, в целом сформулированной в основных направлениях его деятельности по 2018 год включительно. Сюда же следует отнести анонсированный минэкономразвития аудит издержек инфраструктурных монополий (первый кандидат - РЖД). И вообще госкомпаний. Добавим сюда запускаемую в этом году в пилотном режиме оценку фактического воздействия нормативно-правовых актов на деловую активность. Примеров таких инициатив немало, и это уже позитивный признак.

Но вопросов еще больше. Так, необходимость докапитализации ВЭБа (на 150 - 200 миллиардов рублей в этом году) понуждает задуматься об эффективности институтов развития и, строго говоря, его актуальных приоритетах. В свою очередь сохраняющаяся неясность по полной индексации пенсий (цена вопроса в сотни миллиардов рублей) ставит перед необходимостью определиться, как "доводить до ума" пенсионную систему, когда начинается реальное сокращение экономически активного населения (по оценкам до миллиона человек в ближайшие два года).

Ожидать ответов на это только в антикризисном плане означает впадать в безразмерный оптимизм. Если на "выходе" сложится перечень первоочередных структурно-политических мер, это уже шаг вперед, создающий основу для новых мотиваций субъектов экономики "вдолгую". Поскольку речь идет об управлении среднесрочными и долгосрочными рисками, число которых отнюдь не убывает. Экономическая политика при этом как раз и оказывается тем самым умением балансировать возможное и необходимое. Что, повторю, дело в нынешних условиях нелегкое.

Эксперты и чиновники предложили меры для облегчения жизни бизнеса

Тем более когда сетка координат принятия решений постоянно сбивается. Год начался с явного ухудшения глобально-хозяйственных метеоусловий. Рынки, нефтецены и валютный курс обнаружили такую сверхволатильность, что прогнозы-2016 уже мало кого впечатляют. Анестезия к спорам о десятых долях процента динамики ВВП столь же скоропреходящая, как и "заморозка" по ходу визита к стоматологу. Ноющий болевой синдром возвращается воспоминанием о среднесрочных ожиданиях, когда даже при лучшем "раскладе" (то есть без санкций и низких цен на Urals) экономика до конца десятилетия оказывается запертой в своего рода 2-процентном "гетто". При этом уверенное исполнение государством взятых на себя социальных, оборонных и прочих обязательств требует минимум 3,5 - 4 процента.

Пару лет назад сложился консенсус-диагноз, равно разделяемый и экспертным сообществом, и правительственными аналитиками: текущая жидкоуглеводородная модель развития свой ресурс исчерпала. Но практических последствий оказалось не слишком много. В "зачетной" книжке, пожалуй, можно проставить таргетирование инфляции (4 процента - цель в 2017 году) и плавающий курс. В принципе это уже приоткрытая дверь в другую экономику.

Денежно-кредитный авангард ушел в отрыв. Но скорость перезагрузки бюджетной политики, особенно в повышении эффективности госрасходов и готовности изменить их структуру, оставалась весь 2015 год как бы нейтральной. Теперь предстоит наверстывать. И это уже из разряда необходимого.

Однако объявленное 10-процентное сокращение расходов бюджета вряд ли позволит сэкономить более 0,5 триллиона рублей. Так что ждем антикризисный план. Он как раз и должен стать "искусством возможного".

Макроэкономика