10.02.2016 20:00
Культура

Лейтмотивом Берлинале станет проблема беженцев

Берлинский кинофестиваль начинает гонки за "Золотым медведем"
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №28 (6896)
11 февраля внеконкурсной комедией братьев Коэн "Да здравствует цезарь!" открывается 66-й Берлинский международный кинофестиваль.
Читать на сайте RG.RU

Это единственный в Европе фестиваль ныне упраздненного класса А, все фильмы которого доступны для широкой публики - он ежегодно продает более полумиллиона билетов. Просмотры идут не только в огромных мультиплексах на Потсдамерплатц, но и в многочисленных кинотеатрах Берлина. Очередь за билетами занимают с раннего утра - они стали городской достопримечательностью и предметом гордости фестивального директора Дитера Косслика, празднующего 15-ю годовщину своего правления. Как следует из его пресс-конференции, Косслик убежден, что несмотря на широкое распространение мини-дивайсов, на которых молодое поколение познает искусство, фестивали все равно будут привлекать любителей кино: тяга к большим экранам и качественному звуку не иссякает.

Почему Берлинский кинофестиваль обходится без русских фильмов

Берлинале верен свой репутации самого политизированного фестиваля мира. Прошлогодним обладателем Золотого медведя был запрещенный в Иране фильм опального Джафара Панахи "Такси". В этом году, как обещают, одним из лейтмотивов программы будет сдвинувшийся с места мир - наводнившие планету потоки беженцев. В число претендентов на Золотого медведя в главный игровой конкурс затесались два документальных фильма: итальянский "Огонь в море", снятый на острове Лампедуза - первом пристанище рвущихся в Европу эмигрантов, и американская картина о тотальной слежке в интернете "Дни Зеро". Из самых ожидаемых хитов конкурса - "Борис без Беатрис" канадца Дени Коте о семейной драме олигарха русского происхождения Бориса Малиновского; байопик "Гений" с Джудом Лоу, Колином Фертом и Николь Кидман - о знаменитом книжном редакторе Максе Перкинсе, работавшем с Хэмингуэем, Фитджеральдом и Вулфом (дебют режиссера Майкла Грэндэйджа); режиссерская работа Венсана Переса "Один в Берлине" с Эммой Томпсон и Бренданом Глисоном, фантастика Джеффа Николса "Специальный полуночный выпуск" в духе "Воспламеняющей взглядом"; новая работаТомаса Винтерберга "Коллектив" о жизни датских хиппи 70-х... Очередной скандал к президентской гонке в США подготовил Майкл Мур, автор "антибушевского" памфлета "Фаренгейт 9/11": в документальном фильме "Куда бы еще вторгнуться?" он сам себя посылает завоевывать страны мира, ставя родину лицом к лицу с неудобной правдой. Этот фильм - по характеристике прессы, "смешной, но серьезный, как сердечный приступ" - вошел в лидеры американского проката, в Берлине пройдет его европейская внеконкурсная премьера.

Звание самого длинного фильма в истории фестивалей уже завоевала конкурсная лента из Филиппин "Колыбельная скорбной тайны" Лава Диаза - этот исторический эпос о борьбе с испанскими колонизаторами в XIX веке продолжается 8 часов, заранее повергая в панику запасающихся термосами зрителей. Берлинский киноархив обещает премьеру оцифрованного фильма гения немецкого экспрессионизма Фрица Ланга "Усталая смерть" 1921 года. Немая лента будет демонстрироваться в сопровождении Берлинского симфонического оркестра. Фильмов из России в главном конкурсе не будет, но есть две картины в параллельных программах: "Тряпичный союз" Михаила Местецкого (по характеристике режиссера - кино про Великих Придурков) в конкурсе подростковых фильмов "Поколение 14+" и "Эликсир" Даниила Зинченко в "Форуме" - авангардная драма о поисках "эликсира воскрешения". Оба фильма - режиссерские дебюты.

Актер Александр Паль: В Германии бравировал тем, что я русский

Уже известно, что почетные призы "Берлинская камера" получат американский актер Тим Роббинс, продюсер картин братьев Коэн Бен Баренхольц и немецкий оператор Марлис Каршнер.

Жюри главного конкурса возглавляет Мерил Стрип, в 2012 году получившая почетного Золотого медведя за вклад в киноискусство: в роли главы судейской коллегии это ее дебют. Обычно мировые звезды не так охотно стекаются в серый февральский Берлин, как на французское Лазурье или к Венецианской лагуне, но в этом году представить свои картины обещали прибыть Джулианна Мур, Тильда Суинтон, Эмма Томпсон, Лора Линни, Изабель Юппер, Колин Ферт, Джуд Лоу, Майкл Шен, Джордж Клуни, Ченнинг Татум.

На последней перед фестивалем пресс-конференции директора Дитера Косслика вновь возник вопрос о гендерной дискриминации в кино: из 18 конкурсных фильмов только два сняты женщинами! Директор с энтузиазмом подлил масла в огонь, напомнив, что за всю историю главных фестивалей Европы ни один не возглавляли женщины, и даже заявил, что видит один способ решить проблему: учредить для женщин квоты - "это единственная штука, которая работает". Зашел разговор и о том, что через три года заканчивается контракт Косслика на руководство Берлинским фестивалем. Останется ли он на своем посту - дело учредителей Берлинале, заявил директор: "В 2019-м мне стукнет семьдесят, и у меня маленький ребенок", - сказал он, намекая, что ему есть чем заняться в жизни.

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ".

Мировое кино