Вообще-то, в России уже три года действует запрет на реализацию алкоголя в нестационарных торговых объектах площадью менее 50 квадратных метров. Тем не менее предприниматели его технично обходят, вполне легально, регистрируя свои павильоны как предприятия общепита.
С 1 января 2016 года вступили в силу новые правила: теперь торговцы обязаны отражать факты закупки алкогольной продукции в ЕГАИС, а с 1 июля фиксировать в системе еще и розничные продажи. По словам координатора коалиции киоскеров в Челябинской области Ирины Плещевой, к нововведению оказались готовы далеко не все: 80 процентов предприятий мелкой розницы до сих пор не подключены к ЕГАИС.
- Успели вовремя установить необходимое оборудование только крупные компании, для которых затраты на его приобретение несущественны. "Малышам" такие расходы не потянуть, и так еле выживают, - говорит эксперт. - Но убрать с полок алкоголь - значит лишиться половины дохода.
По словам челябинских бизнесменов, ажиотажный спрос на оборудование поднял ценник до 100 тысяч рублей, хотя еще в прошлом году оно стоило 30-40 тысяч. Не видя перспектив, малые предприниматели начинают потихоньку сворачивать бизнес.
- Уже закрыл два торговых павильона, вскоре еще один к ним присоединится, - говорит Давои Таждин. - Многие коллеги поступают так же, потому что свободных средств на подключение к ЕГАИС нет, да и вводить новые штатные должности для тех, кто будет это оборудование обслуживать, никто не собирается.
Особенно напряженно продвигается система в сельской глубинке, где нередки сбои с Интернетом, да и компетентных сотрудников явно недостаточно. У Юрия Болдырева около 20 магазинов в Нязепетровском районе, в них продают в том числе и алкоголь. Оборудование для ЕГАИС пока установили лишь на оптовом складе.
- Только хотели закупить для розницы, как появилась информация, что кассовые аппараты нужно будет устанавливать особые - с функцией передачи данных в налоговую службу, - рассказывает он. - Пока никакой ясности.
На подключение склада Болдырев затратил около ста тысяч рублей, сейчас планирует взять кредит для оборудования розничных точек - на каждую потребуется ориентировочно 50 тысяч.
А вот руководитель межрегионального управления Росалкогольрегулирования по УрФО Юрий Чащин в разговоре с журналистами сообщил: программное обеспечение для работы в системе вообще предоставляется бесплатно, а оборудование для фиксации закупа алкоголя можно приобрести за 3,6-5 тысяч рублей. При этом никто предпринимателей не торопит: предоставляется время для поэтапного технического оснащения торговых мест.
- Своеобразный карт-бланш заключается в том, что отразить сегодняшний закуп алкогольной продукции в ЕГАИС предприятия смогут вплоть до 20 апреля 2016 года, если возникли сложности с подключением к системе или покупкой оборудования. В этот период никакого административного наказания применяться не будет, - говорит Юрий Чащин.
В целом нововведения нацелены на противодействие горячительному контрафакту, а также предоставление конечному потребителю более полной и объективной информации о том, какую продукцию он приобретает. Планируется, что уже в июле покупателям начнут выдавать чеки нового образца: по штрихкоду на них можно будет отследить весь путь напитков - от производителя до розничного продавца. Некоторые уральские алкомаркеты уже сейчас практикуют выдачу таких чеков, но пока мобильное приложение для потребителей работает в тестовом режиме.
Как сообщили в региональном минсельхозе, порядка 60 процентов розничных объектов, имеющих лицензии на торговлю алкоголем, установили узел, с помощью которого происходит передача сведений в ЕГАИС. Оптовые компании на 100 процентов укомплектованы оборудованием: без него они не имеют права осуществлять отгрузку товара.
- Для производителей передача данных в ЕГАИС не в диковинку, она практикуется еще с 2006 года, теперь настал черед сегмента оптовых и розничных продаж, но и здесь есть исключения, - разъясняет и. о. начальника управления областного минсельхоза Марьям Ложенкова.
Так, от учета через ЕГАИС объемов розничной продажи освобождены предприятия общепита, ИП, реализующие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, а также компании, работающие в населенных пунктах численностью менее трех тысяч человек и не имеющих доступа в Интернет. В них продавцам достаточно фиксировать отпуск товара в специальном журнале.
По словам Марьям Ложенковой, не стоит прогнозировать серьезный отток субъектов предпринимательства с алкогольного рынка, ведь это одна из самых маржинальных сфер деятельности. Количество торговых объектов, реализующих алкоголь, в регионе стабильно: на протяжении последних лет их более пяти тысяч. При этом часть предприятий закрывается, но взамен приходят новые: прибыльное место долго пустовать не будет. На 1 февраля 2016 года в Челябинской области оформлено 1142 лицензии.
Между тем
На Южном Урале завершилась так называемая амнистия нестационарных торговых объектов (возврат в правовое поле после погашения задолженности), которая действовала до конца 2015 года. По данным коалиции киоскеров в Челябинской области, порядка тысячи объектов не попали под действие амнистии и в ближайшее время им грозит демонтаж. На днях в челябинской мэрии заявили об активизации борьбы с незаконными киосками. Так, только в прошлом году в областном центре снесли свыше 300 ларьков.
Елена Артюх, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области:
- Решение по ЕГАИС было принято несколько лет назад, до последнего бизнес надеялся, что его введение отложат. Но в качестве послабления государство предложило только псевдотестовый режим: до 1 апреля позволили сдавать отчеты о принятых в розницу от оптовиков алкогольных товарах в любое время. Дальше - в режиме онлайн в течение суток.
Почему бизнес возражает против ЕГАИС в рознице? Конечно, есть откровенные нелегалы, которым не нужен дополнительный контроль. Но есть и добросовестные мелкие предприниматели, для них это непосильная нагрузка. Допустим, держит человек магазин в деревне, алкоголь дает примерно 40-50 процентов оборота. Просто без этого он разорится. А значит, не будет в деревне ни хлеба, ни сахара, ни макарон. При годовой выручке в 500 тысяч рублей он не может позволить себе 3D-сканер, терминал, специальную программу и абонентское обслуживание за 50-100 тысяч рублей.
Если государство возлагает на бизнес дополнительные обязанности, в том числе направленные на поддержание госфункций контроля (в данном случае борьба с "паленкой"), то хотя бы частично должно субсидировать расходы. Мне кажется, это справедливо.