24.02.2016 10:47
Культура

Марк Розовский покажет в Петербурге необычную "Анну Каренину"

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Московский театр "У Никитских ворот" готовится  к гастролям в Северной столице. 29 февраля петербуржцы увидят "Историю лошади" по повести Льва Толстого "Холстомер", 1 марта - еще один толстовский спектакль, премьеру "Анна Каренина. Lecture". Оба спектакля поставил Марк Розовский, художественный руководитель театра.
Читать на сайте RG.RU
Сергей Безруков проведет в Петербурге экскурсию по гоголевским местам

В 1975 году в ленинградском  БДТ вышел спектакль "История лошади" с Евгением Лебедевым в главной роли. В программке было сказано: "Сценическая композиция Марка Розовского и Юрия Ряшенцева. Музыкальное оформление - Марк Розовский. Режиссер - Марк Розовский. Постановка Георгия Товстоногова".

- Питер для меня - родное место, а школа БДТ -  главная школа моей жизни, - рассказал на встрече с петербургскими журналистами Марк Розовский. - 1973 год. На Малой сцене выходит моя постановка - "Бедная Лиза" по Карамзину. Товстоногов повез спектакль в Москву. С этого момента началась моя профессиональная творческая биография. Я был композитором спектакля, не только автором инсценировки и режиссером. В 1975 году возникла следующая работа - "История лошади". Слово "мюзикл" тогда не было в ходу, и всё это (и "Бедная Лиза", и "История лошади") ловко называлось "литературно-музыкальным представлением". Вместе с поэтом, моим другом и соавтором Юрием Ряшенцевым мы должны были сделать в БДТ так называемый "русский триптих": "Бедная Лиза", "История лошади" и "Преступление и наказание". Много лет прошло, и именно сейчас тот замысел реализуется - не столько мной: в московском Театре мюзикла режиссер Андрей Кончаловский ставит рок-оперу "Преступление и наказание" по либретто Кончаловского и Юрия Ряшенцева, с участием вашего покорного слуги, на музыку Эдуарда Артемьева. Но все должно было состояться в БДТ, вослед "Истории лошади"...

Марк Розовский: В авангард театра вошли хлестаковы

В городе на Неве была еще работа режиссера Розовского с Александром Журбиным, тогда питерским композитором, - первая советская зонг-опера "Орфей и Эвридика". Ансамбль "Поющие гитары", Альберт Асадуллин и Ирина Понаровская. Премьера состоялась в Ленинграде в 1975 году под эгидой "Ленконцерта".

В 2012 году Марк Розовский поставил в театре "У Никитских ворот" спектакль "История лошади", который привезут в Петербург. В главной роли - народный артист России Владимир Юматов.

- Нельзя сказать, что этот спектакль ничего общего не имеет с великим, легендарным спектаклем БДТ. Время изменилось. Но Толстой в своем первоисточнике остался Толстым, и многие вещи, может быть, гораздо более обострились, - отметил Розовский.-  Я не актуализировал Толстого, не дай бог. Но, тем не менее, это совсем другой спектакль. Другая труппа, другие актеры, другая сценография (мы не повторили гениальные декорации Эдуарда Кочергина), совершенно другие типажи - и это возможно. До нас это доказали иностранные режиссеры: "Историю лошади" поставили более чем в 30 странах, на разных языках, и постановщики вовсе со мной не советовались. Мюзикл "Страйдер", или "История лошади", исполнялся на Бродвее - на сцене театра Хелен Хейс (1979 год) и получил прекрасные оценки в рецензиях "Нью-Йорк Таймc" и других американских изданиях.

Валерий Фокин поставил в Александринке спектакль про инопланетян

Но наш спектакль имеет - не сочтите за нескромность - и свои преимущества, даже перед спектаклем БДТ. Настаиваю на этом, скорее, не как режиссер, а как автор пьесы. Многое из того, что мне хотелось сделать в спектакле БДТ (особенно это касается второго акта), было разрушено или игнорировано. Причем это было сделано сознательно - чтобы чуть-чуть уйти от моей версии. Когда я показывал спектакль Товстоногову, до премьеры оставалось 10-12 дней…

Спектакль "Анна Каренина. Lecture", по словам режиссера, это новая попытка освоить миры и смыслы великого романа. "В основу положены лекции Набокова, считавшего именно этот роман Толстого особой главой в русской литературе. Спектакль продемонстрирует Толстого глазами Набокова, под ракурсом его сверлящего взгляда. Один классик, принадлежащий XX веку, предлагает свое видение и толкование другого классика - из века XIX, но создавшего свой шедевр на все времена",- говорит Марк Розовский.

Спектакли сыграют на Большой сцене театра-фестиваля "Балтийский дом". Цены на билеты не будут очень высокими, пообещали организаторы гастролей, - от 800 рублей.

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад