25.02.2016 19:07
Авто

Корреспонденты "РГ" осмотрели автомобили в спецгараже Кремля

Корреспонденты "РГ" осмотрели автомобили первых лиц в спецгараже Кремля
Текст:  Виктор Васенин Игорь Елков
Российская газета - Федеральный выпуск: №41 (6909)
Сразу два подразделения Федеральной службы охраны отмечают дни рождения. ГОНу (Гаражу особого назначения) - 95 лет, мотоциклетному Почетному эскорту - 60.
Читать на сайте RG.RU
Спецгараж Кремля
Автомобили проекта "Кортеж" построят в 2017 году

ГОН и эскорт - две визитные карточки страны: встречают приезжающих к нам в гости президентов, премьеров, королей и королев. Даже если гости предпочитают передвигаться на своих колесах, то эффектный эскорт наших мотоциклистов им все равно обеспечен. По случаю двойного юбилея сердца (суровые по долгу службы) именинников немного смягчились, и журналистам показали то, что обычно сокрыто от посторонних глаз.

Представьте: вы крепко зажмурились, открываете глаза и… не сразу осознаете реальность окружающего мира. Я сижу за рулем "Скорпиона" в "царском дворике". Меня объезжают правительственные лимузины, которые сейчас примут пассажиров, которых большинство видят только по телевизору. Какая-то сцена из еще не вышедшей на экраны фантастики Стругацких . Нет, не фантастика - все реально. "Царский дворик" - недоступная для посторонних площадка Кремля недалеко от Боровицких ворот. Исторически это территории царских конюшен и колымажного, то есть каретного, корпуса. А сейчас - гараж и площадка Гаража особого назначения.

А "ЗИЛ-41072" "Скорпион" - лимузин спецназначения для охраны и сопровождения машин первых лиц. Этакая элегантная 3,3-тонная боевая машина спецслужб. Создана на базе правительственного ЗИЛа, отлично вписывается по внешнему виду в кортеж. Но в случае нападения лимузины с первыми лицами должны мгновенно покинуть место теракта, а "Скорпион" принимает бой. Из его окон и люка сотрудники ФСО могли открыть ответный огонь. При этом стрелки могли размещаться не только внутри, но и снаружи, стоя на подножке и держась за специально закрепленные по корпусу поручни.

Мой "Скорпион" - ветеран, ему довелось охранять Гельмута Коля во время его последнего визита в Москву. Ощущения, когда сидишь за рулем, непривычные. Руль тонкий. Кресло удобное, но много непривычных вещей, например, солидного размера огнетушитель у ног. Тяжелый лимузин легко набирает 160 км/ч, его невозможно опрокинуть или перевернуть. Огромный топливный бак - 120 литров. Изюминка - коробка-автомат. Что тут необычного? Да ведь машина отечественная, выпущена в 1989 году. Такие собирали вручную, как результат - многие десятилетия у нашего "боевого лимузина" в мире не было равных. По современным меркам он немного устарел, но до сих пор в строю. И дает фору зарубежным аналогам.

Неизвестные факты о "Чайке"

К рулю лимузина, на котором ездит президент, меня, конечно, не допустили. Но и это тоже историческая традиция. За руль такой машины никогда не допускали абы кого. Только самых проверенных. После революции советская власть использовала шоферов, которые возили царскую семью. Никакой политики: народ был надежный и высокопрофессиональный.

Хотя ГОНу всего 95 лет, история главного гаража страны условно можно отсчитывать с 1905 года. Полковник князь Владимир Орлов, использовав служебное положение (он был флигель-адъютантом императора), приехал в Царское Село на фаэтоне "Делоне-Бельвиль". Последний российский император Николай II согласился прокатиться на чуде техники.

И пошло-поехало. С 1906 года император с императрицей, по свидетельству современников, не признавали лучшего развлечения, чем прогулки на автомобиле. Первый водитель императора - князь Орлов - и создал Императорский гараж. Кроме роскошного "Бельвиля" были приобретены четыре рабочих "Мерседеса". Собственно, и сегодня "Мерседесы" используются для перевозки первых лиц - S600L Пульман в версии со специальной защитой корпуса.

Вопреки бытующим стереотипам, Владимир Ильич Ленин совсем не был скромен в быту, когда дело касалось авто. Он полюбил французский "Тюрка-Мери 28", это очень комфортная и совершенная для своего времени машина. Потом Ильич пересел на Delaunay-Belleville. Тот самый, который перевернул представление Николая II о пользе технического прогресса.

Дайджест: Известные люди, сидевшие за рулем "Москвича"

И еще одна историческая параллель. Сталин обожал американский "Паккард". Его сопровождала охрана на "Фордах".

Вы заблуждаетесь, если думаете, что в Гараже особого назначения преобладают "Мерседесы". Отвечая на вопрос корреспондента "РГ" о том, какая машина самая многочисленная в ГОНе, официальный представитель ФСО Сергей Девятов отметил: "Форд Фокус", и для нас это рабочая лошадка".
На мою просьбу уточнить - тот ли это "Фокус" с конвейера, на котором ездит народ, или специально заказанные партии, услышал в ответ долгожданное: "Без комментариев".

Юбилей юбилеем, но открытость спецслужб имеет пределы.

Кстати

Машины ГОНа станут изюминкой выставки, которая 4 марта открывается в Сокольниках. Среди раритетов: первый "ЗИС-115", который обслуживал Иосифа Сталина, первая "Чайка" "ГАЗ-14", автомобиль, который встречал Юрия Гагарина, другие авто. В Сокольниках покажут и все модели мотоциклов Почетного эскорта.

Транспортный комбинат "Россия"
Легковые авто Спецслужбы История