- К сожалению, текущая дорожная ситуация такова, что около 87 процентов всех ДТП совершается по вине самих водителей, - пояснил начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Виктор Нилов. - Одна из причин этих происшествий - неправильный выбор и несоблюдение дистанции.
Только за 2015 год было зарегистрировано 14 979 аварий по причине несоблюдения безопасной дистанции. В них погибло 943 человека и 20 069 получили травмы. Эти аварии легко было предотвратить, если бы водители держались друг от друга чуть подальше. Это гораздо проще, чем применять экстренное торможение и управлять автомобилем в критический момент.
- Согласно нашему совместному опросу с ВЦИОМ, 76 процентов водителей считают превышение скорости и активное маневрирование оправданным, если есть необходимость добраться до пункта назначения быстрее, - говорит президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре.- А около половины россиян признались, что пренебрегают безопасной дистанцией при движении в плотном потоке.
Специалисты по безопасности дорожного движения объясняют несоблюдение дистанции водителями рядом причин. Во-первых, это проблема восприятия и психологии. Шеф-тренер экспертного центра "Движение без опасности" Владимир Бахарев отмечает, что оценка реального расстояния от одного транспортного средства до другого у всех людей будет разной. Водителю может казаться, что дистанция безопасна, но это только так кажется.
Многие водители специально придерживаются маленькой дистанции в пробках для того, чтобы другие автомобили не имели возможности встроиться впереди. Кроме того, автомобилисты неверно оценивают скорость реакции других водителей, ориентируясь только на себя.
Чтобы не ошибиться с выбором безопасной дистанции, эксперты советуют придерживаться правила "трех секунд". То есть рассчитывать расстояние до впереди идущего автомобиля так, чтобы в запасе всегда оставалось три секунды. Необходимость рассчитывать дистанцию в единицах времени обусловлена неспособностью человека точно определить расстояние "на глаз", в секундах же результат будет объективным.
Формула "трех секунд" рассчитывается по следующей схеме: одна секунда необходима водителю, чтобы успеть отреагировать на ситуацию, вторая - для переноса ноги с педали газа на тормоз, а третья секунда позволит не остановиться в одной точке с другим автомобилем. При этом если присутствуют какие-либо факторы, усложняющие процесс управления автомобилем, например, усталость водителя или изменение погодных условий, на каждый из них необходимо прибавить еще по одной секунде времени.
Надо сказать, что погодные условия влияют и на физическое состояние водителей. В непогоду многие жалуются на сонливость, физическую усталость, головные боли. Эти симптомы снижают способность человека внимательно управлять автомобилем.
Для расчета безопасной дистанции водителю необходимо, двигаясь со скоростью потока, зафиксировать момент, когда задний бампер впереди идущего автомобиля поравняется с каким-либо неподвижным предметом (например, фонарным столбом, рекламным щитом и т.п.). И начать считать четырехзначными цифрами (1001, 1002, 1003). Когда автомобиль поравняется с предметом, от которого был начат отсчет, можно определить дистанцию в секундах. Данное упражнение рекомендуется проговаривать вслух, вскоре необходимость в этом исчезнет, безопасная дистанция будет фиксироваться автоматически.
Хотя применение правила "трех секунд" водителями на дороге может значительно сократить количество ДТП, опрос ВЦИОМ показал, что только 38 процентов россиян слышали о нем. 54 процента водителей рассказали, что попадали в аварии из-за нарушения дистанции. При этом 86 процентов уверены в том, что именно неправильно выбранная дистанция является самой распространенной причиной аварий.
Социальная кампания по названием "Держи дистанцию", которую начинает ГИБДД совместно с Российским союзом автостраховщиков и при поддержке экспертного центра "Движение без опасности", как раз и должна объяснить или напомнить водителям правило "трех секунд".