Предшественниками певицы в статусе главного победителя на этом конкурсе, известном не только своим мощным представительским жюри, но и его непредвзятостью, были два россиянина - Дмитрий Хворостовский (1989) и Екатерина Щербаченко (2009). Надежда Кучер представляла в прошлом году в Кардиффе не Россию, а родную Белоруссию. Тем не менее, в России она получила прочную вокальную школу в Петербургской консерватории, которую окончила в 2011 году в классе профессора Тамары Дмитриевны Новиченко, выучившей также и главную примадонну мира Анну Нетребко. В России постепенно начала складываться и карьера Надежды как оперной солистки сначала в Театре Петербургской консерватории, затем в петербургском же Михайловском театре и, наконец, в Пермском театре оперы и балета им. Чайковского, куда она отправилась за "своим" репертуаром, которого на тот момент требовал ее голос. Из Минска первой белоруске, получивший престижную награду, никаких ангажементов пока не последовало, а пермский театр пригласил ее выступить сразу после победы в Кардиффе. В Перми состоялось ее знакомство с дирижером-радикалом Теодором Курентзисом, который посвятил ее в тайны барочной музыки. Там же в 2012 году она подготовила сложнейшую партию Медеи в ультрасовременной опере Паскаля Дюсапена "Медеяматериал" для Дягилевского фестиваля, которая чуть не стоила ей нервного срыва и за которую получила "Золотую маску". Вторую "маску" она получила в прошлом году за Донью Исабель в "Королеве индейцев" Перселла под управлением Курентзиса.
И первый сольный концерт не где-то в первопрестольной, а в столице Урала, и не столь многочисленные, но очень прицельные, грамотные и тщательно продуманные контракты в европейских оперных театрах год за годом становятся свидетельствами абсолютной творческой бескомпромиссности Надежды. Так в ее послужном списке на заре большой карьеры оказалась партия, о которой могут лишь мечтать очень многие сопрано, но так и не достигать ее, - Эльвиру в "Пуританах" Беллини в Опере Сантьяго, не говоря о сложной партии Матильды в "Вильгельме Телле" Россини в Женевской опере. А прошлый сезон и вовсе принес ей успешный дебют в "Травиате" Верди в Берлинской Государственной опере под управлением самого Даниэля Баренбойма. Она меньше всего думает о быстром успехе, тем более о славе - понятии слишком призрачном и зачастую обманчивом. Когда о ней начинаешь говорить о "карьере", она вскипает, начиная переубеждать в том, что она всего лишь занимается любимым делом, которое приносит радость и ей и должно радовать слушателей. Секрет ее победы в Кардиффе также заключался в творческой честности и предельной, зашкаливающей искренности, желании показать не себя в музыке, а музыку в себе. Красноречивыми доказательствами могут служить фрагменты ее конкурсных выступлений на youtube. Анна Нетребко много лет назад подала пример российским оперным певицам в том, что оглушительная мировая слава - вовсе не миф, а реальность. С тех пор каждому новому поколению певиц с Востока, вдохновленных ее успехом, приходится трудиться намного больше, чтобы завоевывать свое место под солнцем, к тому же в такой конкурентной нише, как ниша лирического сопрано. Хотя Надежду западные критики аттестовали как более редко встречающуюся "драматическую колоратуру".
В программу ее первого сольного концерта в Пермской опере вошли отнюдь не хиты вроде "Травиаты", но любимые певицей сочинения зарубежных и русских композиторов, включая Концерт для голоса с оркестром Глиэра. В первой - европейской части она продемонстрировала не только совершенства своего голоса - ровность и трепетную вибратную насыщенность каждого тона, легкость дыхания, но и свои способности проникать в "корень" стиля и умение вживаться в переживания героинь - Матильды из "Вильгельма Телля", Эльвиры из "Пуритан", Луизы из одноименной оперы Гюстава Шарпантье. Второе - русское отделение было больше похоже на откровение, исторгающее очистительные слезы. Каждый номер - предсмертная ария Марфы или сцена таяния Снегурочки, равно как и ариозо Франчески из "Франчески да Римини" Рахманинова превращались в гимны всепрощения и вселенской любви, становясь апологией русского космизма. Не подкачали певицу на ее дебютном концерте и дирижер с оркестром. В театре, где работает Теодор Курентзис, конечно, должна быть сильная дирижерская конкуренция. Молодой маэстро Валентин Урюпин продемонстрировал точный, ясный и очень умный жест, вслед за которым и оркестр как минимум не мешал певице добиваться высоких художественных результатов. А уже в мае Надежду Кучер ждут в Лондоне с сольным концертом под рояль, партию которого исполнит сам Джулиус Дрейк.