Платите больше
Проект поправок в федеральный закон о страховых взносах пока находится в стадии публичных обсуждений. Как говорится в пояснительной записке к документу, в 2014 и 2015 годах процедура уплаты взносов ИП на обязательное пенсионное страхование была не до конца эффективной. В частности, в прошлом году от индивидуальных предпринимателей, чей доход превышает 300 тысяч рублей, ожидались отчисления на сумму 35,9 миллиарда рублей. Фактически поступило 16,1 миллиарда, или 44,9 процента от плана.
Сейчас страховые пенсионные выплаты ИП с доходом меньше 300 тысяч рублей составляют 26 процентов от годового минимального размера оплаты труда. В 2016 году размер взноса составил 19 356,48 рубля.
Более "богатые" предприниматели прибавляют к этой сумме один процент от дохода, превышающего 300 тысяч рублей. К примеру, ИП, который зарабатывает 500 тысяч рублей, должен перечислить в ПФР за 2016 год 21 356,48 рубля. Чтобы пополнить бюджет Пенсионного фонда, инициаторы законопроекта предложили установить для предпринимателей единый страховой пенсионный платеж вне зависимости от годового дохода. Его сумма будет равна годовому МРОТ, помноженному на 26 процентов и повышающий коэффициент. В следующем году, как говорится в документе, коэффициент составит 1,2, в 2018 году - 1,4, в 2019-м - 1,6, в 2020-м - 1,8, в 2021-м и последующих годах - 2. Если документ обретет законодательную силу, каждый индивидуальный предприниматель заплатит в Пенсионный фонд за 2017 год свыше 23 тысяч рублей, а за 2021 год - больше 38 тысяч рублей.
Кроме того, авторы инициативы предлагают уравнять размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование для индивидуальных предпринимателей и неработающего населения. Если за текущий год ИП заплатят в Фонд медицинского страхования около 3,8 тысячи рублей, в следующем году тариф составит 18 864,6 рубля, помноженный на региональный коэффициент. К примеру, расходы на медицинскую страховку предпринимателя, работающего в Калининградской и Новгородской областях, превысят шесть тысяч рублей.
Тени банкротства
Как посчитали авторы законопроекта, в следующем году дополнительные поступления пенсионных страховых взносов составят миллиард рублей, а в 2021 году - уже 52,9 миллиарда. Бюджет Фонда медицинского страхования дополнительно пополнят 13,1 миллиарда рублей в год.
Однако эксперты, которых опросила корреспондент "РГ", опасаются обратного эффекта. Уполномоченный по правам предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов предложил вспомнить события 2013 года, когда двукратно увеличился страховой платеж. С законодательного поля РФ исчезли почти полмиллиона предпринимателей: кто-то просто свернул бизнес, кто-то ушел в тень. И социальные отчисления, несмотря на рост ставок, во многих регионах сократились.
- Если мы увеличим страховое бремя, повторится сценарий 2013 года, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию Георгий Дыханов. - Пострадают как бюджеты страховых фондов, так и государственная казна. Ведь часть предпринимателей решит работать нелегально, и вместо налогов и страховых взносов ИП будут платить дань различным "крышевателям". Другие закроют бизнес, вероятно, встанут на биржу труда. Они перестанут приносить государству деньги и начнут эти бюджетные деньги получать.
В Калининградской области зарегистрировано около 30 тысяч индивидуальных предпринимателей, многие из которых зарабатывают меньше 300 тысяч рублей в год. Именно для таких ИП, чьи доходы не превышают средней зар-платы по региону, наиболее ощутимо увеличится страховое бремя.
- В прошлом году я заплатила в пенсионный и медицинский страховые фонды около 22 тысяч рублей, за этот год заплачу около 23 тысяч, - делится информацией калининградский парикмахер, которая зарегистрировала ИП и применяет патентную систему налогообложения. - В следующем году, получается, насчитают уже 29 тысяч рублей, и это не включая налогов. Если страховка так подорожает, я, наверное, не буду покупать патент на 2017 год.
При этом в Калининградской области насчитывается около 100 тысяч трудоспособных граждан, работающих в теневом секторе. В целом по стране отношения с государством никаким образом не оформили 22 миллиона человек.
- Давайте направим усилия законодателей на легализацию теневой экономики и скрытой занятости, - продолжает Георгий Дыханов. - К примеру, предложим самозанятым людям заплатить за патент 20 тысяч рублей в год, без каких-либо дополнительных отчетов. Выведем эту категорию, то есть самозанятых граждан, на минимальные выплаты - и в бюджет поступят миллиарды рублей.
Сельский бизнес под угрозой
Председатель совета Союза предпринимателей Новгородской области Юлия Ротанова также прогнозирует массовый уход ИП с легального рынка труда в случае принятия законопроекта. Эксперт беспокоится, что на Новгородчине в первую очередь пострадают индивидуальные предприниматели, работающие в небольших муниципальных образованиях.
- Во многих поселках есть единственная парикмахерская, ремонтная мастерская, торговая точка, от которых в прямом смысле зависит жизнь населенных пунктов, - рассуждает Юлия Ротанова. - Доход этих предпринимателей вряд ли превышает 300 тысяч рублей в год, они в условиях кризиса и так еле сводят концы с концами. Многие могут не выдержать повышения страховой нагрузки даже на 20 процентов. А дву-кратное увеличение страховых выплат, планируемое к 2021 году, будет и вовсе неподъемным.
Чтобы решить проблему наполняемости страховых фондов, необходимо не повышать финансовую нагрузку на предпринимателей, а снижать расходы на администрирование малого бизнеса, считает председатель совета Союза предпринимателей Новгородской области.
- В нашей стране принимают стратегию развития МСП, обещают не менять для малого бизнеса условия хозяйствования. Обсуждаемые поправки в закон о страховых взносах противоречат этой политике, - подводит итог Юлия Ротанова. - Будем надеяться, что законодатели прислушаются к мнению бизнес-сообщества, и инициатива по увеличению страхового бремени ИП не обретет силу.
Варвара Назарова, доцент департамента финансов Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:
- Как мне кажется, в данный момент мера, направленная на привлечение дополнительных поступлений в бюджеты страховых фондов путем повышения обязательных страховых выплат для ИП, не будет действенной. Малый бизнес и без того находится в сложных экономических условиях: кредиты дорожают или вовсе становятся недоступными, платежеспособный спрос падает. Многие индивидуальные предприниматели не справятся с возрастающим финансовым бременем.
Возможно, сейчас следует, наоборот, задуматься о смягчении страховой нагрузки на малый бизнес. К примеру, предоставить ИП возможность платить обязательные отчисления в страховые фонды по сниженным тарифам, а сэкономленные средства по желанию направлять на добровольное страхование. Государство потратило огромное количество сил и средств на создание прослойки малого бизнеса. Нельзя допустить, чтобы из-за отдельных законодательных инициатив многие предприниматели разорились или ушли в тень.