Об этой истории газета пишет не первый раз, однако ситуация не меняется. Поэтому мы вынуждены вновь обратиться к этой теме. Тем более, что она касается не только Регины. Напомним суть дела. В Нижегородской области в деревне Редькино живет четырнадцатилетняя Регина Парпиева с мамой Гульнорой. В этой семье огромное несчастье. Внезапно, когда Регине было восемь лет, она, проснувшись однажды утром, сказала: "Я ничего не вижу". Поверить в это было совершенно невозможно: огромные красивые глаза внешне никак не изменились. До этого девочка никогда не болела. И вообще была полная счастливая семья - мама Гульнора, старший брат Тимур и был отец. Но, как это часто бывает, отец беду не перенес - ушел из семьи и создал другую. Гульнора вынуждена была уволиться с работы.
Годы в больницах. Диагноз - оптикомиелит Девика - не только страшнейший, но и редчайший. По поводу него даже четкой статистики в мире нигде нет. Как и методов лечения. Время от времени удавалось снять самые тяжелые проявления болезни. Отдадим должное и самой девочке, и ее маме, и Тимуру, которые стойко переносили беду. Но наступило время, когда Регина уже не только не видела, но и не могла ходить.
Мы писали, что в какой-то момент Регине повезло. Молодой, умный, знающий врач-исследователь Кирилл Киргизов в московской больнице пересадил Регине костный мозг. Донором был брат Регины - Тимур. Наступила ремиссия. Регина начала вставать. Но спустя семь месяцев все вернулось на круги своя, и, казалось, что больше ничего сделать нельзя. И тогда Кирилл рискнул: впервые в мире пересадил Регине стволовые клетки, донором которых был тот же Тимур.
У Регины длительная ремиссия. И тут самое время сказать подробнее об этой девочке. Она удивительно талантлива. В 12 лет написала повесть "Случайная встреча", которая опубликована в журнале "Лучик". Регина сочиняет музыку. Учит английский и немецкий языки. Катается на роликах. А с недавнего времени еще освоила верховую езду. У меня дома на столе стоят совершенно удивительные тюльпаны. Каждый, кто видит их впервые, спрашивает: "Откуда такая красота?" Тюльпаны сделаны Региной. И остается только поражаться тому, что у слепой такое чувство цвета. Сама Регина объясняет: "Но я же когда-то видела". И друзьям дарит она свои цветы.
А накануне четырнадцатилетия девочки спросила у нее: "О каком подарке ты мечтаешь?" Она почти шепотом выдохнула: "Хочу собаку". Мы подробно писали о том, что когда в нашей редакции отмечали день рождения Регины, она получила в подарок изумительного лабрадора по кличке Арвин. Удивительнее всего то, что в зале было много народа. Но Арвин направился прямо к Регине. И когда я взяла Регину за руку и положила ее на морду Арвина, собака своим шершавым языком облизала девочке все лицо. Счастье?
Увы. Специально подготовленного поводыря нелегко содержать. Собаке требуются прививки. Собаку, наконец, надо кормить. Причем не всем, что попало. По закону собак-поводырей обязаны вписать в ИПР (индивидуальная программа реабилитации) и поставить на учет со всеми вытекающими последствиями. Казалось бы, все просто. Социальной службе не надо было приобретать собаку, платить за нее немалые деньги - мы это сделали сами. И если бы не мы, то собаку-поводыря надо ждать годами. Нам казалось, что никаких проблем с содержанием Арвина быть просто не может.
Как же мы были наивны! Сейчас не станем перечислять бесконечные обращения Гульноры в организации соцзащиты Нижегородской области. Ей не просто отказывали - ее унижали. Правда, однажды был момент, когда казалось, что проблема решена. И "РГ" написала, что чиновники прозрели. И Арвин "обрел права, согласованные с Москвой" - так было официально заявлено. И снова мы оказались слишком доверчивыми - чиновники отказались от своих обещаний и канцелярским языком объяснили почему. Руководитель Главного бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области Министерства труда и социальной защиты России госпожа Елена Базаева пояснила: "Согласно закону собака-поводырь положена только инвалидам, которым исполнилось 18 лет". Если лет меньше, то, снова цитируем госпожу Базаеву: "У меня на руках постановление правительства и методические рекомендации, которые говорят о том, что опасно ребенку до 18 лет иметь собаку". Когда мы попытались призвать Елену Александровну к милосердию, она посоветовала обратиться в суд, чтобы оспорить данный закон.
Итак, Регине скоро 15 лет. У нее есть паспорт. По всем российским законам она имеет право работать и даже выйти замуж. Но завести собаку-поводыря права не имеет.
В прошлую пятницу ведущий телеканал показал сюжет, посвященный Регине и этой собачьей истории. Съемки проходили в деревне Редькино, где живет Регина, и в служебном кабинете госпожи Базаевой. Роскошный, надо признать, кабинет. И такая благополучная, снисходительно дающая комментарии телепрограмме его хозяйка: "Закон есть закон, и никаких собак подростку-инвалиду не положено". Наша мудрая Регина на это заметила: "Придется мне идти работать. На это у меня право есть".
Несколько слов в заключение. Мы все-таки надеемся, что уж если о "собачьем деле" рассказало на всю страну телевидение, может, у истории будет благополучный конец? Кстати, пока шла передача, несколько зрителей перевели на содержание Арвина 30 тысяч рублей (от социальных служб для этого требуется 19 тысяч рублей в год). Не исключено, что госпожа Базаева теперь заявит: "Так, деньги уже даны, чего же вы от нас хотите?" А хотим всего лишь человеческого отношения к беде, хотим милосердия, хотим, если угодно, милосердных законов.
И тут с горечью вынуждена напомнить: десятилетиями существовало правило, что, скажем, инвалид без ноги или руки должен был согласно закону раз в год проходить комиссию, которая продлевала бы его инвалидность. Не припомню, сколько лично я и множество коллег писали об этой, мягко говоря, парадоксальной ситуации. И не так уж давно она разрешилась в пользу таких инвалидов. Очень надеемся, что и у "собачьего дела" будет благополучный конец. Тем более что Регина - не единственный инвалид, попавший в такую ситуацию.
Как пояснили "РГ" в минтруде, ни в законодательстве, ни в нормативной базе сегодня не предусмотрено каких-либо ограничений по возрасту для обеспечения инвалида собакой-поводырем. Раньше они носили рекомендательный характер, но были отменены в декабре 2014 года.
Единственное: требуется согласие родителей, самого ребенка, а также отсутствие медицинских противопоказаний, например, у ребенка не должно быть аллергии на шерсть животного. Если таких препятствий нет, медико-социальная экспертиза может вписать в программу индивидуальной реабилитации и абилитации ребенка рекомендацию приобрести собаку.
Регламентируется все это Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и Правилами обеспечения инвалидов собаками-проводниками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 N 708.
Но есть очень важный нюанс. В этих документах четко прописана процедура приобретения собаки. И ее нарушение влечет за собой лишение права на получение ежегодной компенсации на содержание пса, размер которой около 22 тысяч рублей.
Итак, сначала в индивидуальной программе должна появиться запись о том, что инвалиду, неважно взрослому или ребенку, положена собака-поводырь.
Дальше человек должен обратиться в Фонд социального страхования (ФСС) или в уполномоченный орган соцзащиты - то есть в организацию, которая по соглашению с минтрудом занимается обеспечением инвалидов техсредствами реабилитации (а собака-поводырь к ним как раз и относится). ФСС, в свою очередь, должен обратиться в специальный кинологический центр, который занимается отбором щенков - будущих собак-поводырей и их воспитанием, обучением.
Потом инвалиду подбирают собаку по характеру и по темпераменту. После того, как человек и собака "совпали", пес-поводырь остается с новым хозяином навсегда. И за собаку начинают платить ежегодную компенсацию.
Если пес был приобретен не через Фонд соцстраха или другой уполномоченный орган, компенсация не положена, уточнили "РГ" в минтруде.
Сейчас в ведомстве прорабатывают поправки в Правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками. Предлагается следующее: если пес имеет паспорт собаки-проводника, то не важно, где его приобрели. Его владелец в любом случае сможет получить компенсацию за содержание собаки-поводыря. Но когда именно такие поправки в нормативную базу будут внесены, сейчас очень трудно спрогнозировать.
Подготовила Марина Гусенко