Пошли в рост
Стойкое ощущение, что в условиях кризиса жизнь бурлит только в сегменте SUV, подтверждает и статистика. По данным агентства "Автостат Инфо", которое ведет учет регистраций новых автомобилей в органах ГИБДД, в феврале 2016 года продажи кроссоверов и внедорожников в России выросли на 20,2%, составив 37 840 единиц. Это чуть ли не половина всего февральского рынка новых авто в стране - 43,5%. Для сравнения: доля некогда самого востребованного сегмента B, в котором представлены большинство моделей Lada и Kia Rio, - примерно вдвое меньше.
Производители давно уловили эту тенденцию, а потому на рынке появляется бесконечное множество автомобилей такого типа, включая так называемые "кроссовые" версии. Последний случай связан с Lada Vesta. Этот седан еще не поступил в автосалоны, а публика уже вовсю обсуждала перспективы универсала Vesta Cross. Тренд заставляет поработать не только инженеров, но и маркетологов. Типичные примеры - российский Lada Xray и французский Renault Sandero Stepway. Оба долгое время позиционировались как "приподнятые хэтчбеки" с высоким клиренсом. Однако накануне старта продаж новинки на АвтоВАЗе словно забыли об этом, и Xray стал городским компактным кроссовером. Естественно, не дремлют и конкуренты: в радиоролике об обвешанном пластиком Sandero эту машину стали называть… "внедорожником".
Но можно ли подменять понятия о классах автомобилей? Разве нет у внедорожников и кроссоверов четких характеристик, которые не зависят от изворотливости маркетинговых служб? "РГ" собрала мнения экспертов о том, чем различаются эти машины.
Что говорит наука
По словам директора Центра технической экспертизы ФГУП "НАМИ" Андрея Васильева, современная нормативно-техническая документация делит автомобили на три категории: высокой, ограниченной и повышенной проходимости. Первые предназначены для движения, как правило, вне дорог - за счет мощного двигателя, соответствующих характеристик трансмиссии (полный привод, оптимальное распределение крутящего момента), применения особых шин. Но нынешним внедорожникам до этих машин далеко - к этому разряду причисляют, в основном, машины специального и военного назначения.
- В то же время автомобили повышенной проходимости должны иметь определенные конструктивные особенности, - подчеркивает эксперт. - В частности, хотя бы одну переднюю и одну заднюю оси, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться; и хотя бы один механизм блокировки дифференциала или аналогичного действия. При этом такие транспортные средства могут преодолевать подъем в 30 процентов.
По словам Андрея Васильева, такие автомобили, с точки зрения технического регулирования, должны удовлетворять хотя бы пяти требованиям из шести: угол въезда не менее 25 градусов, съезда - не менее 20, продольный угол проходимости - не менее 20 градусов, дорожный просвет под передней и под задней осями - не менее 180 мм, межосевой - не менее 200.
На этой исчерпывающей характеристике материал можно было бы и завершить, если бы не два обстоятельства. Во-первых, информацию о приводе и клиренсе еще можно отыскать, скажем, в рекламном проспекте о той или иной машине, но с остальными цифрами разобраться сложнее, а иногда просто невозможно. Во-вторых, если подходить к модельном ряду со строгой меркой автомобильного института, из сегмента SUV придется исключить десятки популярных моделей, включая практически все китайские. Стоит ли говорить, что по этим характеристикам и новомодный Lada Xray будет отнесен к автомобилям ограниченной проходимости. Впрочем, наука ничуть не ограничивает автокомпании в позиционировании моделей на рынке.
- Термины "внедорожник", "кроссовер", "приподнятый хэтчбек" не являются официальными, однако широко применяются в обиходной речи и литературе, ориентированной на автолюбителей, и не имеют четких определений, - констатирует Андрей Васильев.
История в деталях
- Классификация современных автомобилей затруднена тем, что маркетологи большинства брендов с целью увеличения присутствия марки и уровня продаж намеренно перетягивают автомобили в более высокий сегмент или придумывают оксюмороны вроде "четырехдверного купе". Именно из-за этой тенденции очень сложно разделять классы и в сегменте автомобилей повышенной проходимости, - добавляет региональный директор Русского АвтоМотоКлуба Николай Степанов.
По его мнению, основные различия между внедорожниками и кроссоверами сложились исторически:
- Изначально внедорожными были автомобили специального назначения, военная или сельскохозяйственная техника. Все эти машины использовались в тяжелых условиях, поэтому основные их характеристики - прочная стальная рама, вместительность грузового отсека, кузов универсал или пикап, простая немаркая отделка, минимум изысков в салоне. А еще приоритет тяговитости над скоростью и проходимости - над управляемостью, - подчеркивает эксперт. - Один из первых автомобилей класса, имя которого стало нарицательным - Jeep. Аналог из отечественной промышленности - УАЗ. В течение длительного времени подобные автомобили оставались именно внедорожниками - то есть не использовались на асфальтовых дорогах. Однако маркетологи, прежде всего в США, желая поднять продажи, стали продвигать такие машины как более безопасные и универсальные, чем стандартные легковушки. По сути, они модифицировались из внедорожных во вседорожные. А параллельно - во многом с целью удешевления конструкции - стали создаваться модели повышенной проходимости, изготовленные на базе легковых автомобилей. Первой в своем роде стала вазовская "Нива" - полноприводный автомобиль с несущим кузовом и комфортабельным салоном.
Общепринятого ответа на вопрос о том, где проходит граница между внедорожником и кроссовером, кроссовером и легковым автомобилем повышенной проходимости, нет, замечает и директор департамента автопроектов Rambler&Co Олег Голубцов.
- Изначально термин "кроссовер" появился для обозначения межклассового автомобиля, который с равным успехом можно отнести сразу к нескольким сегментам, - напоминает он. - Например, один из первых кроссоверов - Chrysler Pacifica - представлял собой нечто среднее между минивеном и внедорожником. Однако, со временем словом "кроссовер" стали называть автомобили условно повышенной проходимости. То есть у них есть все внешние признаки внедорожника: увеличенный клиренс, высокая посадка, полный привод и улучшенная геометрическая проходимость, - но на серьезное бездорожье им лучше не выезжать. Со временем даже наличие полного привода стало необязательным условием, и понятие "кроссовер" во многом приобрело исключительно маркетинговый смысл.
О том, что на данном этапе развития автопрома классификация стала "штукой сугубо маркетинговой", уверен и Дмитрий Рыбальченко, директор по маркетингу сервиса Autospot.ru. По его мнению, это связано с модой на автомобили сегмента SUV. Дескать, "всем производителям хочется откусить кусок этого пирога. А значит, внедорожных версий будет появляться все больше".
- Ранее внедорожником машина называлась при наличии понижающей передачи, постоянного полного привода и рамного кузова. Но теперь таких представителей можно пересчитать по пальцам. На мой взгляд, сегодня для "внедорожника" достаточно постоянного полного привода и дорожного просвета от 20 сантиметров, - полагает эксперт. - Большинство же кроссоверов лишь выглядят "похожими" на внедорожники. У них характерные пропорции, высокая посадка и дорожный просвет порядка 17-20 сантиметров. Еще один признак - базовая моноприводная версия. Хотя такие машины и не в состоянии штурмовать серьезные препятствия, но они удобнее в городской эксплуатации.
Вдоль и поперек
Что касается производителей и их дилеров, то они пытаются сохранить приоритет технических характеристик над чисто маркетинговыми, хотя без последних и не обойтись. Так, по мнению руководителя марки Skoda в России Любомира Наймана, основные отличия внедорожников и кроссоверов "приходятся на размеры (в том числе и клиренс), конструкцию, проходимость и цену". Правда, он сразу же сделал исключение - для "отдельных экземпляров, которые могут подпадать под одни характерные критерии и не подпадать под другие".
- Внедорожник - это общее, в настоящее время уже размытое понятие. Традиционно считается, что это большой по размеру автомобиль, зачастую с рамной конструкцией, мощными объемными двигателями, наличием дизельных моторов, высоким клиренсом, постоянным полным приводом, блокировками дифференциалов, пониженной передачей, широкой резиной. Он подходит для езды по бездорожью и дорогам общего назначения и, как правило, не дешев, - поясняет топ-менеджер. - Кроссовер меньше по размерам, может иметь и монопривод, только несущий кузов, не отличается столь высокой проходимостью в сложных дорожных условиях, но это автомобиль более комфортный и близкий по управляемости к легковому.
Про дизельные двигатели, не слишком популярные в России, вспомнил и начальник отдела продаж автомобилей с пробегом "Панавто" Дмитрий Зазулин, который разделяет сами внедорожники на два вида - профессиональные и городские.
- Первые используются, в основном, для спортивных соревнований по бездорожью и некомфортны на городских трассах. Они отличаются отдельной рамной конструкцией кузова и специальной подвеской, которые помогают сохранить устойчивость автомобиля и обезопасить пассажиров в сложных условиях. В таких автомобилях, как правило, используются дизельные двигатели большого объема с хорошим крутящим моментом и дополнительными блокировками дифференциалов. Городские внедорожники более комфортны для пассажиров, имеют многорычажную подвеску и раму, встроенную в кузов. Эта конструкция позволяет автомобилям уверенно чувствовать себя и на бездорожье, и на трассе, - отмечает эксперт.
В то же время аналитик агентства "Автостат Инфо" Александр Климнов обратил внимание на расположение силовой установки в автомобилях сегмента SUV:
- Внедорожники - это до недавних пор преимущественно рамные конструкции с продольным расположением двигателя, простой подвеской (пружины, торсионы спереди и рессоры и пружины сзади), трансмиссией с понижающим рядом (демультипликатором), короткими свесами (соответственно, большими углами въезда и съезда). Бывают и исключения, как, скажем, наши "Нива" (Lada 4x4) и Chevrolet Niva с несущим кузовом или первый Jeep Cherokee. Кроме того, в последнее время на рамных внедорожниках наметилась тенденция объединения облегченной рамы с усиленным основанием кузова, что позволяет понизить центр тяжести в сочетании с увеличением жесткости на кручение и снижением общей массы (например, Jeep Grand Cherokee, Nissan Patrol). Кроссоверы - фактически лифтованные универсалы с поперечным расположением двигателя, а значит и с базовым передним приводом, а также приподнятой подвеской на подрамниках. Полноприводная трансмиссия у них может отсутствовать. Но, поперечный мотор - главное отличие, - убежден эксперт.
Дело тонкое
Может, поставленный в начале статьи вопрос окончательно решен хотя бы в тех странах, где внедорожники уже давно вышли на передовые позиции? Однако это предположение специалистам показалось несколько наивным.
- Классификация Европейской экономической комиссии ориентирована на сегментацию целевого рынка, а рамки между сегментами более размыты и не ограничиваются такими параметрами, как габариты или масса, но включают еще и цену, вид, набор опций и прочее, - поясняет гендиректор "Ауди Центр Варшавка" группы компаний "АвтоСпецЦентр" Роман Приходько. - Сегменты часто используются производителями, чтобы определить место автомобиля на рынке, но конкретные модели внутри сегмента часто обладают совершенно разными характеристиками, применяют разные технологии оснащения кузова и набор опций. Границы между классами достаточно условны и постепенно размываются, поскольку автопроизводители стремятся дать покупателям "больше автомобиля" за те же деньги.
Нет ясности и на тонком во многих вопросах Востоке. Китайцы в своих каталогах не отличают кроссоверы и внедорожники, отмечает основатель и редактор портала Chinamobil.ru Сергей Скобяков.
- На местных сайтах есть общее понятие "SUV" и внутри него идет градация исключительно по размерам - Small SUV (3850-4350 мм), Compact SUV (4200-4750) и так далее. В этот класс у них легко попадают машины без полного привода даже в опциях, - подчеркивает он. - Например, и Suzuki Jimny, и какой-нибудь Brilliance V3, у которого полного привода нет и никогда не будет, на всех китайских сайтах будут соседствовать в разделе Small SUV.
- Сегодняшняя востребованность автомобилей класса SUV дает повод автопроизводителям развивать этот сегмент до немыслимых масштабов, - пытается резюмировать постоянный эксперт "РГ", ведущий программы "Автомобилизация" на радио "Спорт FM" Максим Трусов. - Но стоит признать, что такая масса игроков в сегменте SUV вносит путаницу в само понятие, что есть "кроссовер", а что - "внедорожник". Ведь это абсолютно разные вещи. Раньше все было просто: если клиренс выше, чем у обычной легковушки, да еще и полный привод имеется, значит это внедорожник или, как в России любят говорить, "джип". Но мода на автомобили этого класса обязывает нас разбираться, кто есть кто. Как правило, среднестатистическому владельцу автомобиля сегмента SUV полный привод необходим лишь в зимний период, когда после снегопада невозможно выехать со двора. Есть любопытная статистика, которая говорит о том, что подавляющий процент полноприводных кроссоверов не покидают пределов городской черты, то есть их хозяева не используют весь потенциал машины. Однако стоит заметить, что большая часть кроссоверов ограничивается лишь полным приводом и более никаких внедорожных функций не имеет. И это как раз для тех, кому такая машина нужна, чтобы припарковаться, простите, на газоне или выехать зимой. Тем же, кто часто ездит за город, преодолевает реальное бездорожье или вовсе любит погонять по болоту или заснеженному полю, на помощь приходят внедорожники. Это автомобили, оснащенные, помимо полного привода, и блокировкой дифференциалов, и понижающей передачей, и помощником при спуске с горы, а то и вовсе имеют разные типы настроек трансмиссии в зависимости от дорожного покрытия. Вот такие машины правильно называть внедорожниками, а не кроссоверами.