31.03.2016 08:53
Общество

В Орловской области чиновники и граждане измерили уровень доверия

В Орловской области выяснили, что думают друг о друге чиновники и рядовые граждане
Текст:  Денис Передельский (Орел)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №68 (6936)
Необычный социологический опрос был проведен при поддержке уполномоченного по правам человека в Орловской области Александра Лабейкина. Результаты оказались столь любопытны, что омбудсмен включил их в свой годовой рабочий отчет и представил депутатам облсовета и членам правительства. Исследования отношения жителей к работе чиновников проводили и раньше. А вот данные о том, как государственные и муниципальные служащие относятся к посетителям, пожалуй, открыто прозвучали впервые.
Читать на сайте RG.RU

Двойка по поведению

Опрос проводился в течение полугода, в нем приняли участие 400 рядовых граждан в возрасте от 18 лет и 95 экспертов. В роли последних выступили государственные и муниципальные служащие, работники бюджетных учреждений и общественно-политические деятели. "Рядовых граждан" представили рабочие, специалисты, предприниматели и пенсионеры. В основном это люди с высшим и средним профессиональным образованием разного профиля.

- Специализация экспертов разнообразна: законотворческая деятельность, соцзащита населения, наука, образование, здравоохранение и другое. Все эксперты имеют высшее образование, почти 17 процентов из них - ученую степень, - пояснил Александр Лабейкин.

Воронежские чиновники ответили населению

Жителей попросили охарактеризовать типичное поведение госслужащих, исходя из личного опыта обращений в органы государственной власти. Большинство (49 процентов) считают их поведение нейтрально-корректным. Отрицательные эмоции при личном общении с чиновниками испытали 35,7 процента респондентов, 10 процентов отметили доброжелательное поведение, у пяти выявлены "крайне негативные установки".

- Причины неудовлетворенности действиями чиновников люди связывают с их неприязненным и критичным поведением, - пояснил Александр Лабейкин. - Хотя для того, чтобы у человека осталось впечатление, что с ним поступили справедливо, иногда достаточно просто внимательно выслушать его.

По мнению омбудсмена, негативный опыт общения с местными представителями власти является основной причиной нежелания большинства граждан обращаться к ним. Жители глубинки больше доверяют федеральному центру, нежели своим чиновникам и депутатам. Самым эффективным способом защиты прав орловцы назвали обращение к президенту страны. А обращение к губернатору или мэру поставили на четвертое место - после обращений к омбудсмену и правоохранительным органам.

Чиновники тоже оказались не высокого мнения о жителях. Их попросили оценить типичное поведение граждан. Более 32 процентов заявили, что посетители всегда настроены критично по отношению к ним. Нейтрально-корректным поведение жителей назвали 27,4 процента, безразличным - 10,5 процента. Менее 30 процентов служащих "рассматривают граждан в качестве активных субъектов социальных взаимодействий".

Исследование показало, что мнение чиновников и граждан не совпадает по многим вопросам. Не менее острой проблемой омбудсмен считает низкую правовую грамотность населения. Судя по опросу, 57 процентов респондентов не знают о своих правах и о том, как и где их можно защитить.

Жители глубинки больше доверяют федеральному центру, нежели своим чиновникам и депутатам

Базовыми большинство (38,5 процента) орловцев назвали права на жизнь, на защиту чести и достоинства, а также на свободу и личную неприкосновенность. Соцправа заняли второе место, на третьем - права политические. К слову, для молодежи в возрасте до 34 лет более значимой оказалась реализация экономических прав, а социальные важнее для людей от 35 до 65 лет. Но обе группы сошлись во мнении, что за последние пять лет в сфере защиты прав человека практически ничего не изменилось.

В конфликте у поселка под Тулой оказались виноваты местные чиновники

Книга жалоб и предложений

Статистика разных ведомств показывает, что количество обращений значительно увеличилось, а их структура изменилась. По словам старшего помощника облпрокурора Елены Семиной, стало больше жалоб на долги по зарплате. Только в защиту прав работников завода дорожной техники в Орле прокуроры подали свыше 1,1 тысячи исков, и все выиграли. С предприятия в пользу рабочих взыскали 75 миллионов рублей. Проблемой остается и работа чиновников с обращениями граждан. По-прежнему много волокиты, и наказанием, похоже, это не исправишь.

- Согласно ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ", письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, - рассказала Елена Семина. - Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Если заявление поступило не по адресу, его обязаны в течение семи дней переадресовать в надлежащее ведомство. За нарушение этих требований, а также за формальный ответ предусмотрена административная ответственность - штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Судебная практика показывает, что чиновников наказывают по минимуму. Штраф они должны платить из своего кармана. Если заплатят из бюджета, то это сочтут растратой.

Чиновников пересадили на самолеты российских авиакомпаний

По словам Елены Семиной, в последнее время на нарушениях все чаще попадаются высокопоставленные чиновники. Буквально на днях штрафы были выписаны главе администрации райцентра Болхов, вовремя не ответившему местной жительнице, начальнику управления муниципального имущества Орла, а также замглавы администрации областного центра. В прокуратуре также подметили, что чиновники не гнушаются оспаривать решения мировых судов в вышестоящих инстанциях. И в подавляющем большинстве случаев проигрывают. Однако удается растянуть процесс по времени, да еще и сигнал обществу дать - дескать, не вижу за собой вины, даже если она доказана в суде. Понятно, что такое отношение не сделает рядовых граждан доброжелательнее к чиновникам. Так что результаты опроса объяснимы.

По новым стандартам

По словам омбудсмена, по итогам опроса сформулирован "ряд научно-практических рекомендаций по совершенствованию государственной политики в сфере реализации прав человека". Советы направлены руководству области. В частности, предлагается тщательнее прорабатывать законопроекты, чтобы исключить возможность двойной трактовки законов. Рекомендовано также разработать стандарт качества работы госслужащих, предусматривающий не только юридическую, но и социальную ответственность. Впрочем, что это за ответственность такая, эксперты не пояснили. Возможно, речь идет об общественном порицании. Только вряд ли стандарт качества способен пробудить в человеке совесть.

Справка "РГ"

В 2015 году к уполномоченному по правам человека в Орловской области поступило 1539 обращений. Из них 1207 - это жалобы на нарушение социальных прав, 164 - культурных прав, 97 - экономических, 10 - личных. Кроме того, поступали жалобы на нарушения гарантии прав человека в конституционном, гражданском, административном и уголовном судопроизводстве, в деятельности правоохранительных и иных органов, а также в местах принудительного содержания.

Социология Орловская область Центральная Россия