Офисы - на горку
На разработку генплана Севастополя в Федеральной целевой программе развития Крыма предусмотрено 50 миллионов рублей. Госконтракт в конце прошлого года выиграло ГУП "НИИиПИ генплана Москвы". Предприятие уже получило 15 миллионов рублей за первый этап работ - сбор исходных данных. Привлечены два субподрядчика - архитектурное бюро "Остоженка" (Москва) и институт территориального планирования "Урбаника" (Санкт-Петербург). На втором этапе разработчики представили концепцию будущего генплана Севастополя, чтобы услышать мнение городских властей.
Разработчики считают, что административный центр Севастополя рано или поздно придется выносить за пределы исторического центра города, который уже сегодня переполнен автомобилями. Разместить его можно на Зеленой горке, где пустуют около 250 гектаров земли. Второе принципиальное решение: надо строить рокаду - новую дорогу, которая пройдет через всю южную часть города от Камышовой бухты до Инкермана через будущий микрорайон Зеленой горки. Сегодня путь между удаленными частями Севастополя занимает 45-50 минут, а рокада и дополнительные дороги-связки сократят его до 30 минут. По примерным подсчетам, эта дорога обойдется городу в 12-15 миллиардов рублей, при ее строительстве надо будет возвести четыре моста и прорубить два тоннеля.
- Рокада - это ключ к новому Севастополю, - считает первый замдиректора архитектурного бюро "Остоженка" Андрей Гнездилов. - После реализации проекта в городе станет меньше "перегретых" узлов, перераспределятся транспортные потоки. Основная нагрузка ляжет на рокаду, которая свяжет восточную и западную части города, а также Северную сторону, так как она выйдет на Симферопольское шоссе.
Обновим и перестроим
По замыслу столичных архитекторов, претерпит изменения и центр Севастополя. Между мысом Хрустальным и южным молом они предлагают разбить парк площадью 60 гектаров, причем сам мол тоже станет прогулочной зоной. На месте 24-го и 54-го военных заводов, которым не место в историческом центре, можно разместить новые жилые кварталы с 2-4-этажной застройкой и интересной архитектурой.
В центре также появится новая пешеходная артерия, которая свяжет Херсонес Таврический с Малаховым курганом, пройдет через парк на Хрустальном, Приморский бульвар и перейдет по мосту на Корабельную сторону. Путь длиной 4,5 километра займет около полутора часов пешком и станет важным элементом туристической жизни города.
По прогнозу разработчиков генплана, население Севастополя к 2035 году увеличится почти на 100 тысяч человек, а значит, будет востребовано жилищное строительство - около 300 тысяч квадратных метров в год, из которых 60 тысяч "квадратов" архитекторы отводят под апартаменты для летнего отдыха. Строить их предлагают вдоль побережья на Северной стороне, которая будет развиваться в интересах туризма.
- Рынок апартаментов весьма перспективен, - объясняет руководитель НПО комплексного градостроительного проектирования "НИиПИ генплана Москвы" Максим Перов. - Они пользуются большим спросом как второе жилье. Необходимо поддерживать поток физлиц, желающих инвестировать средства в Севастополь.
Однако городские власти эту идею раскритиковали. В отличие от круглогодично работающих гостиниц, апартаменты большую часть времени будут пустовать. Они не создадут в городе новых рабочих мест, но зато со временем потребуют дополнительной социальной инфраструктуры в виде детсадов, школ и больниц.
Помимо новых микрорайонов, разработчики предлагают проводить реновацию старых кварталов в центре Севастополя. Только непонятно, как эту идею можно воплотить в жизнь, учитывая, что центр города-героя недавно получил статус исторического поселения федерального значения. Отвечая на этот вопрос, разработчики генплана предложили отредактировать принятый минкультуры РФ документ.
- Границы и предмет охраны исторического поселения, на наш взгляд, не относятся к теме сохранения культурного наследия, - уверен Максим Перов. - Можно привести много таких примеров на Северной и Корабельной сторонах. Эта работа сделана некачественно, непрофессионально, необходимо инициировать внесение в нее серьезных изменений.
"Калитка" для кораблей
Недоумение и критику представителей правительства и Заксобрания Севастополя вызвали и другие идеи разработчиков. Так, в качестве альтернативы авторы концепции предложили создать на Зеленой горке новый жилой массив, а административный центр Севастополя переместить на территорию Севморзавода. Сам завод может переехать в Инкерман или на Северную сторону, где производству размещаться гораздо удобнее, считают они.
- Освободится территория по обеим сторонам Корабельной бухты и восточная часть Южной бухты, что нам кажется очень правильным для развития исторического центра, - объясняет Андрей Гнездилов.
Однако разработчикам напомнили, что территория СМЗ уже отдана в аренду Объединенной судостроительной корпорации на 49 лет. А в ФЦП развития Крыма на модернизацию завода предусмотрено семь миллиардов рублей, и понадобится серьезная мотивация для его переноса. Кроме этого, часть строений Севморзавода стали предметом охраны исторического поселения. В результате спорный вопрос решили обсудить с ОСК до проектирования генплана.
Второе слабое место связано с тем, что новые градостроительные решения зачастую не учитывают интересы Черноморского флота. Разработчики подтверждают, что пока не вели переговоров с военными. А обсудить есть что. В частности, для пешеходного маршрута от Херсонеса до Малахова кургана предлагается построить два понтонных моста в Карантинной и Южной бухтах, что затруднит доступ к нескольким причалам ЧФ.
- Большинство этих причалов сегодня не используются флотом в качестве места базирования, они являются временными стоянками без сопутствующей инфраструктуры, - полагает Андрей Гнездилов. - А наплавной мост будет иметь открывающуюся часть, калитку.
Представители ЧФ отмечают, что процессы юридического оформления воинских частей еще не завершены, объекты флота территориально разбросаны, для некоторых требуется установить охранные зоны. К тому же минобороны РФ планирует масштабное строительство жилья для военнослужащих в Севастополе. Все эти вопросы в ближайшее время обсудит с проектировщиками рабочая группа, в которую войдут представители флота и правительства города.
Больше зелени
В целом новый генплан Севастополя сохранит имеющийся баланс территорий. Жилые микрорайоны будут по-прежнему занимать 41 процент общей площади, но при этом увеличится зона зеленых насаждений, станет больше мест для спорта и отдыха. Это произойдет за счет освоения неиспользуемых территорий, а также обустройства прогулочных зон на дне балок, выходящих к бухтам, которые станут основой зеленого каркаса города.
Как сообщил "РГ" замдиректора департамента архитектуры и градостроительства Севастополя Алексей Брусенцев, вся разработка генплана разбита на шесть этапов. После обсуждения и урегулирования спорных моментов начнется непосредственное проектирование, которое продлится до сентября. Затем генплан вынесут на общественные слушания и направят на согласование в федеральные министерства и ведомства, после чего главный градостроительный документ будет утвержден Заксобранием Севастополя. Все этапы планируется завершить до конца 2016 года.
Остается надеяться, что разработчикам удастся найти баланс между смелыми градостроительными идеями, возможностью их реализации и сохранением исторической части Севастополя. Ведь заложенные в генплане решения могут оказаться не по карману городу с дотационным бюджетом и так и останутся на бумаге. В частности, уже пришлось отказаться от предложенных ранее монорельсовых дорог и фуникулеров через бухты. Город, скорее всего, сможет привлечь инвесторов к реализации проектов реновации территорий и строительства офисного центра, но дорожную инфраструктуру придется взять на себя, а это потребует серьезных бюджетных ресурсов.
Алексей Еремеев, первый вице-губернатор Севастополя:
- Севастополь должен при любых вариантах развития остаться городом, комфортным для проживания. Обязательно должен быть соблюден баланс между количеством жителей и местами приложения труда. В процессе разработки и утверждения генплана мы должны избежать превращения города федерального значения, города-героя, главной базы Черноморского флота в обычный курортный город с массовой жилищной застройкой. В частности, на Северной стороне, где планируется высадка виноградников, строить дешевые апартаменты и жилье было бы неправильно. Севастополь - уникальный город, и его земельные ресурсы ограничены. Возможно, стоит задуматься о строительстве жилья премиум-класса - если кто-то его купит для сезонного проживания, то будет дорого платить за его содержание. Нуждается в проработке и идея переноса Севморзавода. С одной стороны, это бы способствовало развитию центральной части города. Но надо учитывать особое отношение жителей к СМЗ, ведь это часть городской истории. К тому же сама передислокация завода потребует значительных расходов.
Вячеслав Горелов, глава комитета Заксобрания Севастополя по градостроительству и земельным вопросам:
- При формировании генплана следует учитывать статус Севастополя как исторического поселения федерального значения. Горожане давно ждали решения, которое защитило бы исторический центр города, а теперь нам вдруг говорят, что это неприемлемо для Севастополя. Очевидно, что включение города в перечень исторических поселений федерального значения несет определенные обременения, но эти дополнительные условия являются позитивными и полезными. Почему Санкт-Петербург таким образом развивается, а Севастополь не сможет? Полагаю, что приказ Министерства культуры РФ должен быть принят за основу, а остальные предложения - ему соответствовать.
Сергей Елизаров, директор департамента градостроительства и архитектуры Севастополя:
- При разработке генплана Севастополя учитываются параметры развития города на протяжении предыдущих 230 лет. Даже Екатерина II приложила к этому руку, сформировав первое градостроительное решение - прямоугольную систему координат. Проводя нить развития города от предыдущих генпланов, мы вышли на территориальное планирование с историческим значением центральной части. Однако многие жилые кварталы Севастополя находятся в аварийном состоянии, этим территориям требуется реновация. Старые, разрушенные дома надо снести и построить новое жилье, чтобы переселить туда людей. Также в городе идет процесс реорганизации территорий - люди, живущие на дачах, хотят получить статус ИЖС, а это потребует создания социальной инфраструктуры. Все это будет учтено в генплане.