В самой X5 Retail Group, к которой относится "Пятерочка", предпочитают воздерживаться от комментариев. В компании считают, что покупательница упала сама. Работник ЧОП "Айрон", который следил в тот день за ситуацией в торговом зале, арестован. Под подпиской о невыезде находится заместитель директора магазина. По версии Следственного комитета, замдиректора решила, что пенсионерка забыла заплатить за продукты, поэтому она проследовала за ней до выхода и отобрала пакет. В СК считают это самоуправством, ведь нужно было просто вызвать полицию.
В Петербурге, правда, уже была история, когда полицию вызывали. Чуть больше года назад в отделении скончалась 81-летняя Рауза Галимова, которую заподозрили в краже масла. Тогда тоже было уголовное дело, на скамье подсудимых оказалась директор кронштадтского "Магнита". Женщину приговорили к трем годам лишения свободы, но в связи с 70-летием Победы амнистировали.
Случаи в "Пятерочке" и "Магните" не сравнивал только ленивый. Если следовать версии СК, алгоритм и правда похож: сотрудник магазина, причем не рядовой, превышает должностные полномочия, доходит до самоуправства, нарушает общепринятые правила вежливости и все ради сохранения имущества торговой сети. Все чаще звучат версии, что работники могли преследовать материальный интерес.
- Сотрудники магазина не имеют права хамить и уж тем более обыскивать покупателя, - говорит председатель петербургского обкома профсоюза "Торговое единство" Валентина Пилипенко. - Во всех магазинах существуют так называемые естественные потери. Сюда входят "усушка", "утряска", случаи, когда рвется упаковка, бьются бутылки или покупатель забыл оплатить товар. Другой момент, когда в магазине при инвентаризации выясняется, что сумма потерь превышена, разницу вычитают из зарплат всех сотрудников в рамках бригадной ответственности.
Самый скользкий вопрос: по каким ценам магазины считают потери? В Трудовом кодексе указано, что с работников высчитывается реальный ущерб. Соответственно, порядочные руководители считают ущерб по закупочным ценам, но есть и такие работодатели, которые списывают с продавцов ущерб, исходя из его рыночной цены, которая значительно выше. То есть им все равно, был ли товар украден, испорчен или куплен. Деньги магазин получит либо с покупателя, либо с продавца.
Комментировать ситуацию представители торговых сетей отказались. Корреспонденту "РГ" намекнули, что на вопросы, есть ли в их сетях вычеты за недостачу и если да, то как определяются суммы, никто отвечать не будет.
- Ретейл живет своей жизнью, - констатирует Валентина Пилипенко. - Например, что такое бригадная ответственность? Она же подразумевает не только коллективные обязанности, но и возможность всем вместе отстаивать свои права. Но все сети препятствуют образованию профсоюзных ячеек в своих магазинах. В Петербурге в торговле действует свыше сотни профячеек, могу сказать, что в ретейле этот процесс наполовину тайный. Профсоюзных лидеров либо подкупают более высокими окладами, либо способствуют их увольнению из системы, рядовые участники профсоюзов и вовсе скрывают свое членство в профячейках, чтобы избежать конфликтов.
По результатам исследования "Всемирный барометр потерь в розничной торговле" компании Checkpoint, 47 процентов от потерь магазинов в прошлом году составили кражи сотрудников. Еще треть приходится на кражи посетителей. Правда, полицейские не фиксируют рост обращений от магазинов с жалобами на недобросовестных работников. Можно предположить, что в большинстве случаев владельцы магазинов улаживают вопрос без полиции и судов.
Сейчас во всех супермаркетах работникам напоминают про соблюдение прав потребителей. Кассиры улыбаются и предлагают покупателям товары по акции. За то, что продавец этого не сделал, можно схлопотать очередной вычет. И за всей этой рутиной вопрос о том, что у работников торговли тоже есть какие-то права, отходит в сторону.