04.05.2016 22:15
Культура

Московский Пасхальный фестиваль стартовал

Московский Пасхальный фестиваль стартовал
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №95 (6963)
В дни открытия Пасхального фестиваля Валерий Гергиев успел выступить со своим коллективом сразу в нескольких российских городах (Тула, Орел, Курск, Смоленск, Брянск, Владимир) и в трех московских залах - Большом зале консерватории, Концертном зале Чайковского и Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя, исполнить несколько фортепианных концертов (солисты - Денис Мацуев и Даниил Трифонов), две кантаты ("Александр Невский" и "Славься, наш могучий край!"), ораторию "Иван Грозный" Сергея Прокофьева, набор из оркестровых сочинений русских композиторов, а также открыть с Денисом Мацуевым и Госоркестром им. Е.Ф. Светланова Первый Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano в Большом зале консерватории.
Читать на сайте RG.RU

Давно уже банальность обсуждать рабочие графики Гергиева и то, в каком режиме выступает Симфонический оркестр Мариинского театра, особенно в дни Пасхального фестиваля. Тем более что программы нынешнего фестиваля посвящены Сергею Прокофьеву, музыку которого Гергиев играет практически в полном собрании и только что, в дни 125-летнего юбилея композитора, провел прокофьевский марафон в Москве (Концертный зал имени Чайковского) и в Петербурге (Концертный зал Мариинки), исполнив подряд все его семь симфоний, четыре кантаты, ораторию, пять фортепианных и два скрипичных концерта, концерт-симфонию для виолончели. И эта почти двадцатичасовая ретроспектива развернула в редком для концертной практики ракурсе полотно прокофьевской жизни со всеми ее коллизиями: от молодого, задиристого Первого концерта, дразнящего своими стаккато и "графической" фактурой (солист - Денис Кожухин), от безмятежной, брызжущей легкими смычковыми штрихами первой "Классической" симфонии, к жесткому футуризму в духе barbaro Второго фортепианного концерта (солист - Денис Мацуев), к непроходимым звуковым массивам Второй симфонии, предвещающей, как оказалось, уже "тевтонскую"" музыку "Невского".

Пасхальный фестиваль пройдет под музыку Сергея Прокофьева

Через музыкальную "хронологию" Прокофьева Гергиев открывал, по сути, целую эпоху, живую, звучащую, дышащую, вливавшуюся всеми своими токами в его творчество - и в ранний прокофьевский футуризм с запалом времени революции, и в загадочный декадентский экстатизм заклятий кантаты "Семеро их" (солист - тенор Игорь Морозов), близкой скрябиновской музыкальной эзотерике, и в безвоздушные массивы звука Второй симфонии или инфернальный гротеск со "свистящими" смычками в Третьей симфонии, создававшимися в эмиграции...

Мрачным  месседжем из  сталинской эпохи прозвучала кантата "К 20-летию Октября" с ее исполинскими,  "всечеловеческими" масштабами,  сводным составом  из двух оркестров,  ансамбля баянов, ударных инструментов, двух хоров (народные массы), с картинами Октябрьского восстания,  треском пулеметов,  канонадой, речами Ленина,  цитатами из Маркса, Энгельса. Но вместо торжественной монументальной оды коммунизму  во всю мощь вдруг зазвучал  ужас сталинской  эпохи - угрожающее скандирование цитат, бессмысленный пафос гимнов, звуковая стихия, разрывающаяся барабанной дробью и мрачным мороком-рефреном  народного пляса. И эта гергиевская интерпретация обнажила саму суть  открывавшейся в то время правды -  тотального разочарования в итогах  вековой философии революции,   выплеснувшегося  в "эзоповом" слое прокофьевской партитуры.

В прокофьевском цикле Гергиев исполнял и две знаменитые партитуры, музыка которых создавалась для фильмов Сергея Эйзенштейна - "Александр Невский" и "Иван Грозный". Эти сочинения прозвучали и в Москве на Пасхальном фестивале, в день рождения маэстро: кантата "Александр Невский" - на открытии Хоровой программы в Зале Церковных соборов в присутствии Патриарха Кирилла, оратория "Иван Грозный" - вечером на сцене зала Чайковского. Обе партитуры относятся к коронным в гергиевском репертуаре. И обе дают возможность развернуться во всей красе его исполнительской манере: это и мощные оркестровые тутти - в Ледовом побоище с его исступленными остинатными ритмами, воющей медью и наезжающей латинской молитвой, это и накручивающиеся до инфернальной жути остинато - разного рода "поганые плясы" под барабанные дроби (Пляска опричников), или, наоборот, нежнейшие, гибкие струнные с воздушными хорами ("Лебедь"), это разворачивающиеся во всю ширь оркестра и хора темы непоколебимой мощи, величия, это и, главное, тонкий музыкальный контакт с солистами.

Чему Гергиев научил примадонну Марию Гулегину

Как, например, звучащая, экспрессивная тишина оркестра в потрясающем соло Ольги Бородиной - плаче "Я пойду по полю белому" (исполнение "Невского" в Петербурге), или обжигающий ансамбль с Алексеем Петренко в партии чтеца в "Иване Грозном", исступленно проживавшего все дикие ипостаси царя-юродивого.

Это и легкий, радостный ансамбль с Денисом Мацуевым, с которым в эти дни они сыграли два концерта - Второй прокофьевский и Второй рахманиновский. А Мацуев в день рождения подарил маэстро музыкальный сувенир - джазовое попурри на темы классики и актуальный мотив "Happy Birthday".

Классика