...Главный снимок года World Press Photo of the Year Уоррена Ричардсона - темный, зернистый и не резкий ни в одной детали. И при этом он ни в одной детали не придуманный: трясущийся от тревоги мужчина передает кому-то через колючую проволоку малыша.
Победа фото "Надежда на новую жизнь" с беженцами на границе Сербии и Венгрии еще раз подтверждает - в конкурсе WPP главное быть журналистом, выхватывать событие из жизни, и чем оно горячее, тем лучше.
Тема беженцев, актуальнейшая в мировой повестке дня, не могла не стать темой нынешнего конкурса, выставка лауреатов которого в этом году вновь объедет с полсотни стран. Одна стена зала павильона "Зерно" на ВДНХ, где разместилась экспозиция, вся отдана толпам несчастных, рвущихся через "колючку", забывшихся на барачных матрасах, заполнивших резиновые лодки.
Лодка, главное средство передвижения в нынешней Европе, есть и в победившей серии Пономарева - она тут как последняя надежда, как "Плот "Медузы" на полотне Жерико. Только что эти самые фотополотна Пономарева, созданные для New York Times, взяли Пулитцеровскую премию и вот - победа в WPP.
Не будем забывать, что Сергей в прошлом году был здесь третьим: студент Владимира Вяткина пополняет ряды самых титулованных российских фоторепортеров.
При всей трагичности происходящих в мире событий выставка, эти события представляющая, не смотрится патанатомическим театром на выезде, полным сюжетов, один другого кровавее. Трагизма здесь больше внутреннего, подспудного, показ которого требует от фотографа мастерства и мужества, которые, например, демонстрирует американка Нэнси Боровик в исключительной по драматичности черно-белой серии, показавшая своих родителей, вместе умиравших от рака.
Без всякого умиления обмениваешься взглядами и с заснятыми Тимом Ламаном в тропиках Борнео восьмерыми малышами-орангутангами, уместившимися в одной тележке: все восемь их мам были застрелены.
В ряду мастеров, поставивших во главу угла непридуманный, жизненный психологизм - Владимир Песня из агентства МИА "Россия сегодня", занявший первое место в категории "Спорт" за серию "Хоккей в Ветлуге", где изображены будни команды в российской провинции. На его снимках кипят реальные страсти, ведутся жесткие мужские разговоры, с клюшками и без. Эту подлинность чувств, видимо, и отметило жюри.
Владимир Вяткин, шестикратный лауреат World Press Photo:
- Главное в журналистском фото - его документальность. Но документальность уничтожает порой художественность, документальная фиксация события редко поднимается к высотам живописного реализма. В WPP этого года больше, чем обычно, неслучайных, осмысленно отобранных фото. Можно оценить это как шаг вперед в художественном осмыслении жанра репортажа.