31.05.2016 21:00
Экономика

КС предписал внести изменения в работу "Платона"

КС РФ предписал внести изменения в работу системы "Платон"
Текст:  Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №117 (6985)
Конституционный суд РФ провозгласил постановление по делу о проверке ряда нормативных актов, связанных с функционированием системы "Платон". Проверить конституционность взимания "ПЛАты за ТОНну" с грузовых автомобилей попросила группа депутатов Государственной Думы РФ.
Читать на сайте RG.RU

В ходе публичных слушаний представители органов власти, принявших и подписавших оспариваемый пакет документов, обращали внимание, что разбирательство проходит в преддверии федеральных и региональных выборов. Однако дело получилось весьма неоднозначным. КС изучал вопрос полтора месяца, и хотя в целом признал введение платы за проезд большегрузов по федеральным дорогам не противоречащим Конституции РФ, выдал федеральному законодателю целый ряд рекомендаций.

КС РФ начал проверку законности взимания платы по системе "Платон"

Как следует из текста постановления, КС не усмотрел в "Платоне" признаков налога, однако указал органам власти на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей сходными по целевому назначению обязательными платежами. И в правительстве, получается, тоже признают необходимость снижения финансового бремени в сфере грузоперевозок: в Государственную думу уже внесен законопроект, который предлагает зачитывать суммы, внесенные через "Платон", при расчете транспортного налога.

- Предполагается, что эта мера будет носить временный характер, но КС указал, что если дальнобойщики в дальнейшем будут чувствовать необходимость такого рода вычетов, то отменить их, ссылаясь на временный характер, все же нельзя, - пояснил журналистам начальник управления конституционных основ публичного права КС РФ Евгений Тарибо.

Еще одна хорошая новость для владельцев и водителей большегрузов - в ближайшее время тариф в системе "Платон" - 1,53 рубля за километр - не изменится. Судьи указали, что правительство имеет право устанавливать его размер - как неналогового платежа. Но вот повышение установленной платы, равно как и внезапное изменение или отмена понижающих коэффициентов, возможно только через внесение изменений в федеральный закон и только с установлением переходного периода, чтобы перевозчики имели возможность подготовится к новым условиям. А поскольку постановление КС вступает в законную силу с момента провозглашения, то любые изменения в системе теперь возможны только с одобрения парламента.

При этом наказывать за несвоевременную оплату проезда КС предписал исходя из объективных критериев ситуации. Действующее законодательство в принципе позволяет оспорить наложение любого административного взыскания, но здесь КС РФ счел важным подчеркнуть необходимость справедливого разбирательства.

- Автоматизма быть не должно. Необходимо выяснять, есть ли обстоятельства, исключающие вину водителя - дорожная обстановка, неисправность системы, невозможность получить к ней доступ, - пояснил представитель КС Евгений Тарибо. - Только в случае доказанной вины должна наступать ответственность.

В Госдуму внесен проект о налоговых льготах в системе "Платон"

Один из нормативных актов, которые были оспорены в ходе "дела "Платона", судьи КС все же признали не соответствующим Конституции РФ. Речь идет о пункте 4 правил взимания платы, который предписывают оператору определенные нормотворческие обязанности. И хотя в правилах указано, что "для обеспечения функционирования системы взимания платы оператор публикует в СМИ" порядок внесения и возврата денежных средств, пользования системой, но судьи особо указали, что разработка этих схем в самом ближайшем будущем станет обязанностью законодателей. С 15 ноября вступают в силу поправки в федеральный закон об автомобильных дорогах, согласно которым "размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется правительством РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения". Оператор считает, что для него в данном случае ситуация не изменится.

- Мы всегда толковали эту часть нормы как предоставляющую нам право определять именно технические элементы системы, и это право у нас, собственно, осталось, - заявил директор по правовым вопросам компании-оператора "РТ-Инвест Транспортные Системы" Михаил Попов. - Для нас в этом случае ничего не изменилось.

Стоит отметить, что на внесение всех необходимых изменений осталось чуть менее полугода. Если к моменту вступления вышеназванных поправок в силу изменения в систему внесены не будут, "Платон", как выразился Евгений Тарибо, "ждет штрафстоянка", то есть временная приостановка функционирования.

Транспорт Санкт-Петербург Северо-Запад Конституционный суд