Вы выбрали для концерта сочинения, имеющие отношение к русской литературной классике, в частности, саундтрек к немому фильму Эдмонда Гулдинга "Любовь" (1927), снятому по роману "Анна Каренина", где главные роли исполняют Грета Гарбо и Джон Гилберт.
Вадим Репин: У меня есть проект, который называется Vadim Repin & Greta Garbo in Love. Греческий композитор Афродита Райкопулу написала новую музыку к этому фильму для оркестра с солирующей скрипкой, которую посвятила мне. Cпециально для нынешнего концерта на Красной площади я попросил Райкопулу, чтобы она сделала укороченную версию саундтрека, поскольку фильм длится 90 минут, а исполнять музыку без фильма нет смысла - это единое художественное целое. Причем, по признанию специалистов, новая музыка оказалась даже ближе духу старого кино, чем прежний саундтрек. На Красной площади я исполню специальную концертную версию саундтрека на 15 минут.
На московском концерте прозвучит еще ария Ленского в переложении для скрипки с оркестром. Это будет оркестровая переработка скрипичной версии арии, сделанной Ауэром?
Вадим Репин: Да, и мне было важно, чтобы в программе прозвучал "Евгений Онегин": это мое самое любимое произведение. Здесь и страсти, и чувства - целая палитра эмоций. Прежде ауэровская редакция арии Ленского существовала только в клавире - для скрипки и фортепиано. Но два года назад я заказал для Транссибирского Арт-фестиваля оркестровку, и сейчас сыграю арию в сопровождении оркестра. А завершит программу финал Скрипичного концерта Макса Бруха. Это одно из самых праздничных сочинений скрипичного репертуара, где у скрипки есть шанс блистать в полной мере. Произведение очень подходит атмосфере литературного праздника.
А какие у вас персональные предпочтения в литературе?
Вадим Репин: Я довольно много времени провожу в дороге, в ожидании перелетов, и у меня всегда с собой есть то, что можно почитать. Конечно, это не книги, а айпад, поскольку мне и так приходится возить с собой много партитур и нот. Круг моего чтения зависит от того, над чем я работаю в данный момент. Скажем, пропустить мимо письма Брамса, Бетховена, Вагнера просто невозможно. А уже все остальное формируется по-разному: что-то друзья советуют, что-то случайно слышу, скажем, о юбилее Довлатова, и хочется сразу перечитать его произведения, вспомнить. "Анну Каренину" перечитал, например, когда работал над саундтреком к фильму. Помню, кстати, как впервые читал этот роман лет в 14 и буквально "проглотил" его тогда за одну ночь. А "Евгения Онегина" в юности вообще многие главы наизусть знал: тогда это было популярно - соревноваться, кто больше наизусть прочитает "Онегина". Но это произведение, которое можно перечитывать всю жизнь. Смысл классики в том и состоит, что она описывает и дает людям эмоциональный опыт, как можно по-настоящему пережить жизнь.
А что вы читаете сегодня дочери?
Вадим Репин: Она в том возрасте, когда мы читаем ей сказки. Жизнь нашей семьи тесно связана с балетом, а почти все балеты имеют литературную основу - сказки, баллады, мифы. Вот это и есть основной круг нашего семейного чтения.
Если вам предложить составить топ своих любимых литературных сочинений, что назовете?
Вадим Репин: "Евгений Онегин" и "Фауст". Эти две книги, которые реально объясняют жизнь. Как и Библия.