Вообще-то в школе студенты задают вопросы мастеру. Но в этот раз Юрий Николаевич начал первым.
"Вы здесь неплохо проводите время. А почему одеты, как спортивная команда? Вам выдают униформу?" - поинтересовался режиссер у учеников школы СТД.
"Это спасает от холода", - признались ребята, большинство из которых действительно сидело в голубых толстовках.
Оно и понятно - летняя театральная школа СТД принимает учеников ( в этом году здесь 87 участников из 30 стран мира) в пансионате Звенигорода. Школа летняя, а вот погоды стоят какие-то осенние: дожди, холод и пронзительные ветра, от которых не укрыться даже за вековыми соснами.
Начинающие артисты поначалу стеснялись, задавали традиционные вопросы: как попасть на показ в театр к мастеру, какими качествами должен обладать артист, как поступал в вуз сам режиссер, смотрит ли он спектакли своих коллег? Бутусов отвечал, параллельно что-то рисуя в блокноте. Слушать советы режиссера было интересно, ребята потихонечку раскрепощались.
И вот, осмелев, актер Ереванского театра юного зрителя в мгновение ока оказался на сцене, решившись на провокацию. Он попросил Бутусова дать задание для этюда. Изобразив верного пса по имени Бобик, парень торжествующе воскликнул: "Ура! Я сыграл у Бутусова!". Однокашники пошутили: "Так и напиши в резюме: работал с Бутусовым". Юрию Николаевичу шутка понравилась и он вспомнил моменты своей учебы: "Я до четвертого курса играл щенка. Кусал Льва Додина за ноги. А он мне барбариску давал".
После ребята стали расспрашивать Бутусова о его взглядах на современный театр и месте в нем художника. Не обошлось и без личных вопросов. Они всегда наиболее интересны - помогают понять творчество мастера. С наибольшим удовольствием Юрий Николаевич делился воспоминаниями из детства. Он, кажется, и сейчас все тот же мальчишка-хулиган, что был в те годы. Еще бы: театр для него - прыжок в детство.
"РГ" приводит самые интересные цитаты Юрия Бутусова:
***
Театр всегда можно разделить на живой и не живой. Я чувствую огромный интерес к театру. Сейчас здесь бьют живые токи, театр откликается на жизнь, и он становится важным местом. Мне кажется, еще лет 15 назад был серьезный кризис как внутренний творческий, так и внешний зрительский. Сегодня в театре открылись новые споры, структуры. Есть тенденция к поиску способов влезть в зрачки к зрителю, установить живой контакт, позволяющий людям по ту и другую стороны сцены находиться в одном энергетическом поле, и когда это удается, появляется шанс открыть мозг и глаза. Одна из тенденций современного театра - новое обращение со словом, недоверие к слову. Стремление разрушить стереотипы и найти новое обращение с текстом. Репетиция - это поиск того, как говорить. Мы "Чайку" репетировали, я услышал интонации Чехова и остановил репетицию. Начали искать что-то другое. Невозможно слушать эти интонации - забубенные, древние, покрытые мхом. Прослеживается попытка уничтожить актерство, разрушить театр, войти в новые личностные взаимоотношения со временем, пространством и конкретным человеком. Размытие границ, разрушение структур ради создания нового. Это попытка разрушить стены театра и оказаться в лесу. Когда ты сидишь на берегу реки и тебе по барабану, сколько времени. Ты можешь сидеть там всю жизнь и смотреть на закат. Это такие громкие слова. Но мне кажется, вот такая цель современного театра.
***
Что для меня абсурд? Часто, когда мы что-то не понимаем, мы говорим абсурд, парадокс в этом отношении мне нравится гораздо больше. Мне кажется, в любой ситуации, человеке заложен парадокс. К абсурдистской пьесе я не отношусь как к абсурдистской, я вижу в ней жизненную историю. Когда я ставил "В ожидании Годо" мне было понятно, что там происходит, тоска этих людей и желание найти и ощутить надежду, мне было это понятно, хотя меня ругали, что я разрушил абсурдность бытия. Потом был "Макбет" Ионеско, это абсолютно лирическая, на мой взгляд, история про поиски человеком счастья. Мы всегда, так или иначе, будем упираться в человека, копаться в нем, хотя в театре абсурда внешняя форма может быть и не бытовой.
***
Это не мы находим пьесу, а пьеса находит нас. Ты конечно для этого что-то делаешь: читаешь, учишься. Потом она всплывает откуда-то при непонятных обстоятельствах. Я считаю, мы должны много работать, думать, теоретизировать. Самое главное - это разработанное чувство восприятия жизни, интуиция, способность видеть, слышать. Тогда эта встреча с пьесой состоится. Поэтому никаких "ключей" к этому у меня нет. Все мы размышляем, думаем. Ключ у каждого свой.
***
Никогда не надо ставить то, что ты не хочешь. Из этого ничего не получится. Это самообман.
***
Я сейчас прочитал замечательную книжку Инны Соловьевой "Приключение идеи. Художественный театр". Это великая книга. Те, кто интересуются организацией театра, должны обязательно ее прочитать. Выбор пьес, репертуара, пути - это идея. Это не случайные и не одноразовые вещи. Таким образом ты выстраиваешь свою жизнь и жизнь театра. Это смыслобразующий вопрос.
***
Приглашенный режиссер - это очень правильное творческое состояние для меня, я таким образом себя вздергиваю. Я стараюсь ощущать себя приглашенным режиссером и в родном театре, мне так очень комфортно. Кем интереснее быть мужем или любовником? По-моему, ответ очевиден.
***
Самое яркое воспоминание из детства? А детство когда закончилось? У меня, может быть, оно еще не закончилось? Я думаю, что в каком-то смысле театр - это детство. Вот эта летняя школа СТД - это же формат лагеря. Это же из нашего детства. Пионерский лагерь, куда люди загоняются почти насильно. Оказываются в одном пространстве, из которого никуда не деться. И начинается дружба, любовь, творчество. А когда все заканчивается они плачут. Пионерские лагеря, дурацкие советские, - одно из сильнейших воспоминаний из моего детства. Это было мучительно: плохо кормят, нет сладкого, режим дебильный. А в итоге, уезжая, рыдаешь. Хочешь остаться еще. Я помню кукольный спектакль "Волшебник изумрудного города" - одно из сильнейших впечатлений детства. Театром стоит заниматься только потому, что это всегда прыжок в детство, а это счастье. В природе театра заложено детство, игра.
***
В театре существует тайна, загадка. Постижение этой тайны, ощущение единения и возможность быть самим собой, сказать что-то искреннее. В жизни все гораздо сложнее, ужаснее, тяжелее и очень трудно быть самим собой. А в театре это возможно. Театр - зона повышенной энергии, честности, искренности. Один раз попав сюда, уже невозможно выбраться из этой зоны. Это больше, чем счастье. Ведь счастье непонятно, что такое, а это очень ощутимо. Для меня театр - это зона свободы. И ее создание - смысл театра. Это возможность открыться, передать нечто подлинное, сделать что-то невероятное. Это и есть смысл театра.
***
В русском театре есть идея соборности. И в тоже время в центре внимания - отдельный человек. Это уникальная вещь.
***
Для меня самое лучшее, что может быть в актере - это чувство правды, сегодняшнее, оно меняется со временем, с пространством. Какие-то великие спектакли двадцатилетней давности сейчас кажутся наигранными, неправдивыми, меняется человеческий тип, меняется и чувство правды, слышать эту правду - это работа. Серьезная вещь. Второе - это способность к импровизации, моментальному отклику на режиссерские провокации, предложения, а если актер в какой-то момент способен перехватить инициативу, это совсем замечательно. Третье - психофизическая способность у актера быть открытым и мобильным, и он должен уметь заражаться замыслом режиссера. Не всегда то, что говорит режиссер, глупо. И четвертое - это преданность и вера в театр.
***
Может ли театр изменить мир? В глобальном смысле, наверное, нет, хотя, вода камень точит, камушек к камушку и получилась переправа. Театр абсолютно точно меняет людей. Советский Союз уничтожил Виктор Цой. Мы стали другими людьми, когда появился питерский рок-клуб. Когда делаю спектакль, часто думаю: "Это будет рок-концерт". Меня меняет театр, значит и других тоже.
***
Спектакль - воспоминание о том, что у тебя уже было. Это очень личное.
***
Театр должен быть в оппозиции от государства.
"Что никогда не должен позволять себе режиссер в работе с актерами", - под конец встречи раздался робкий, но тревожащий любого артиста вопрос.
"Нельзя бить актера. Нельзя бить сильно", - ответил Бутусов.
Ребята расслабились и потянулись делать селфи с Юрием Николаевичем.