Залогом успеха здесь является уникальность. То есть золотой корпус и густая россыпь бриллиантов не обеспечат рост цены, а вот сложный механизм, выпущенный ограниченной (действительно ограниченной) серией, за несколько лет вырастет в цене минимум вдвое. Следующий уровень - часы, существующие в единственном экземпляре. И наконец вершина пирамиды - хронометр, созданный уважаемой часовой маркой по вашему собственному заказу.
В 2006 году швейцарский часовой Дом Vacheron Constantin объявил о создании подразделения Atelier Cabinotiers, занимающегося исключительно индивидуальными заказами. Его главой стал директор по работе с VIP-клиентами Vacheron Constantin Доминик Берназ, заметивший в одном из интервью: "Рано или поздно все начинают мечтать о вещах, которых нет у других".
Изготовление часов, которых нет у других, начинается с описания мечты специалистам Atelier Cabinotiers. Около 60% заказов ателье приходится на эстетику - клиенты мечтают о каком-то конкретном декоре. В этих случаях используются имеющиеся в коллекциях Vacheron Constantin корпус и механизм. Около 40% заказчиков проявляют интерес к усложнениям механизма, такие часы создаются значительно дольше и стоят намного дороже.
Доминик Берназ: "Мы получаем заказы, в которых, с одной стороны, требуются те или иные Mеtiers d’Art (средства художественной отделки), такие как гильош, эмаль, гравировка или украшение драгоценными камнями, а с другой - максимально сложное и специфическое техническое исполнение. Естественно, трендом сегодня является объединение этих двух элементов. В результате получается абсолютно уникальный продукт - неповторимые по качеству и технике исполнения часы".
Все заказы Atelier Cabinotiers рассматриваются этическим комитетом, его миссия - следить за сохранением ценностей и традиций Дома Vacheron Constantin. Какие конкретно параметры оценивает комитет, клиентам не сообщают. Но до сих пор он не отклонил ни одного проекта.
Доминик Берназ: "Каким бы ни был заказ, единственным правилом для нас остается то, что это будут часы Vacheron Constantin - неповторимые, с ДНК бренда".
Дальше за дело берется Commande Spеciale - пятнадцать лучших мастеров часового Дома. Над изготовлением одного заказа работает группа из дизайнера, конструктора, инженера, специалиста по микромеханике, мастера-часовщика. При необходимости к ним подключаются дизайнеры, а также любые силы и мощности, имеющиеся в распоряжении часовой мануфактуры.
Поскольку работа над уникальным хронометром может длиться по-настоящему долго (в среднем от двух лет для сложных механизмов), персональный менеджер регулярно информирует заказчика о том, как идут дела в ателье, а сам клиент может следить за процессом через веб-сайт Atelier Cabinotiers, где выкладываются фото- и видеоотчеты о каждой стадии создания часов.
Одно из основных условий работы ателье - конфиденциальность. Тайной остается не только имя заказчика и стоимость работы. Эти хронометры не попадают в каталоги и на выставки, их фотографии никогда не публикуются. И несмотря на максимально бережное отношение Vacheron Constantin к собственным работам, "авторские права" на них часовая компания теряет навсегда.
Доминик Берназ: "Каждые наши часы единственные в своем роде и копироваться никогда не будут. Количество заказов увеличивается, но мы не расширяемся. Мы не отказываемся от новых заказов, но сроки их исполнения увеличиваются. В настоящий момент мы производим около 30 Atelier Cabinotiers в год".
За 10 лет существования мастерской публике показали только три творения Atelier Cabinotiers. Первые часы - Pegasus - имеют уникальный циферблат ручной работы, украшенный фигуркой Пегаса, и стандартный механизм.
Для вторых - Philosophia - создан собственный механизм. На их 24-часовом циферблате только одна центральная часовая стрелка (чтобы определить минуты, нужно запустить репетир), высокоточный указатель фаз луны и окно турбийона. Эксперты утверждают, что Philosophia обошлась как минимум в миллион долларов.
На создание третьих часов с именем Vladimir команде из 20 мастеров потребовалось четыре года. Их специально созданный механизм имеет 17 усложнений: 60-секундный турбийон, высокоточный лунный календарь, в котором у гравированной вручную золотой Луны в зависимости от фазы меняется выражение лица, индикатор второго часового пояса, индикатор запаса хода, вечный календарь, указатель цикла високосного года, точная астрономическая карта северного полушария и так далее. О стоимости хронографа эксперты рассуждать отказываются.
Доминик Берназ, директор по работе с VIP-клиентами Vacheron Constantin:
Доходность такого актива, как часы Atelier Cabinotiers, прогнозировать сложно.
Будущее покажет.
Но посмотрите, уникальные модели, например, автомобилей или ювелирных украшений, продаются сегодня на аукционах по самой высокой цене.