15.06.2016 10:29
Экономика

Туристов во Владимирскую область заманят русским женьшенем и таболками

Во Владимирской области "приготовили" новый турпродукт
Текст:  Светлана Биткина (Владимир)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №128 (6996)
Во Владимирской области презентовали "Гастрономическую карту". Автор уникального проекта - известный в регионе ресторатор и отельер Игорь Кехтер. Став суздальским градоначальником, свой опыт успешного бизнеса он решил применить на муниципальном уровне.
Читать на сайте RG.RU

Сильный мотив

Все началось с его недовольства сегодняшним развитием туристической отрасли. С музеями и гостиницами в Суздале все в порядке. Здесь более 300 памятников и свыше 100 объектов размещения. А вот общепит, на его взгляд, представлен не в лучшем свете. В городе около 50 кафе, ресторанов, столовых, баров. И самое большое количество жалоб от туристов приходится именно на еду.

В России выберут туристический бренд со второй попытки

- Наиболее слабое место у нас - гастрономия, - уверен мэр. - Для путешественника это сильный мотив. В музей можно сходить один раз. А если интересно и если еда вкусная, появится стимул приехать сюда снова. Не зря за рубежом существует гастрономический туризм. Ведь для человека важно не только посмотреть памятники, но и вкусно поесть, причем такие блюда, которых нет нигде. В советские времена предпринимались попытки придать Суздалю гастрономическую индивидуальность, были сформированы особые бренды. В городе-музее специально построили завод медовухи. Купить ее можно было только здесь, и люди часто приезжали сюда именно для того, чтобы попробовать этот напиток. На Кремлевской улице сформировали целый гастрономический квартал с рестораном "Гостиный двор", кафе "Погребок", баром "Славянский", придумали салат "Клязьма"… А сейчас спросите у туристов, где какое коронное блюдо, - и не скажут. Меню устарели и не отвечают потребностям гостей.

Хрен с луком

Как же преодолеть это гастрономическое отставание? Суздаль с незапамятных времен был городом огородников. До революции значительный вклад в его экономику вносили два основных продукта - хрен и лук. Для хранения последнего состоятельные горожане даже строили из толстых бревен луковые избы. Русский женьшень, как называют хрен, тоже культивировался в больших объемах и пользовался спросом и как пищевой, и как лечебный корень.

А еще благодаря местному чернозему и предприимчивости жителей символом древнего города с советских времен стал огурец. Именно тогда здесь появились официальные миллионеры, выращивающие в теплицах первые урожаи уже ранней весной. Фестиваль огурца доказал, что его гастрономические перспективы далеко не исчерпываются одними солениями. Эту идею подхватил недавно появившийся ресторан "Огурец", где будет представлено много интересных блюд, связанных с огурцом. В этом году планируется также открытие "Хренового бара"…

Но ведь своя гастрономическая изюминка есть у каждого города. Вот только мало кто может отрекламировать себя. Из этого убеждения и вырос проект региональной "Гастрономической карты". Многие подобные проекты делают по простому принципу: кто заплатил деньги, тот на карту и попал. А у Игоря Кехтера она некоммерческая. К участию в ней запланировали привлечь тех, кто может предложить интересный продукт в интерьере и куда не стыдно отправить гостя.

В этом случае и Суздаль останется не внакладе. Здесь сконцентрирован наиболее крупный поток гостей. А значит, город должен стать гастрономическим центром, из которого туристы разъезжались бы по специально отработанным направлениям в разные точки области, чтобы отведать разные вкусности - два-три блюда, которые не попробуешь нигде. А затем вернуться обратно на ночевку, что будет означать давно желанный конец однодневному туризму.

Взаимный интерес

Рентабельность внутреннего туризма достигла 800 процентов

Мэр города-музея не скрывает, что одной из причин рождения проекта стало существенное сокращение туристического рынка в период кризиса. В этой ситуации и местным чиновникам, и бизнесу пришлось искать способы привлечения гостей. С аналогичными проблемами столкнулись и операторы, задумавшиеся, как развернуть потоки туристов в собственную страну. Среди тех, кто занялся освоением регионов, оказалась и Екатерина Шаповалова, 20 лет отдавшая сфере выездного туризма. Год назад она начала работать над созданием нового отечественного турпродукта и стала руководителем проекта "АгроЭкоТуризм России".

Планы мэра древнего города и опытного оператора совпали. И две команды - Кехтера и Шаповаловой - начали совместную деятельность. Они наметили четыре направления, расходящиеся от Суздаля в сторону Коврова, Юрьев-Польского, Гусь-Хрустального и Мурома. Проанализировав информацию от 140 предприятий общепита и фермерских хозяйств, желающих войти в "Гастрономическую карту", эксперты выбрали 40 точек. А вскоре отправились "пробовать" их на вкус, чтобы в итоге оставить 25 самых достойных и интересных.

- В Юрьев-Польском районе мы увидели таболку, - рассказывает Игорь Кехтер. - Это большая ватрушка, но в отличие от обычной в ней 80 процентов творога. А тесто - это лишь тарелка для творога. Кафе "Фаворит" - единственное место, где можно попробовать таболку - наш ответ американскому чизкейку. Не исключаю, что и другие потянутся за ним и будут ее печь.

Еще пример: картофельное пюре с хреном - авторское блюдо шеф-повара ресторана из деревни Горожаново Ковровского района Юрия Бондаренко… И таких открытий в ходе поездки длиной 2,5 тысячи километров было сделано немало.

В свой проект авторы включили не только лучшие рестораны, кафе и фермерские хозяйства, но и ремесленников, мастеров прикладного искусства, народные промыслы области. В этом пришлось убедиться и корреспонденту "РГ", побывавшему с экспертами в Гусь-Хрустальном и Муроме.

Одной из причин рождения проекта стало существеннойе сокращение туристического рынка в период кризиса

Так, в стекольной столице, прежде чем отправиться в ресторан "Мальцовъ", эксперты побывали на знаменитом местном заводе. Остановленный в ноябре 2011 года, он был возрожден в декабре 2013-го. И с тех пор возвратился к своим истокам - выпускает уникальные высокохудожественные изделия из хрусталя. А все стадии рождения шедевров, начиная с создания формы из огненной тягучей массы в руках стеклодува, теперь можно увидеть на одной площадке. И это зрелище без преувеличения завораживает.

В Курской области возродили старинную пляску

Нечто подобное, только на уровне вкусовых ощущений, экспертам пришлось испытать и в ресторане имени знаменитого земляка. "Невозможно остановиться, когда ты берешь первую, вторую, третью, пятую ложку. Тебе хочется еще и еще", - такую оценку местным "боярским щам" дал позднее на презентации "Гастрономической карты" вице-губернатор Михаил Колков. Именно их и пшенную кашу с изюмом эксперты посоветовали сделать брендом этого заведения.

Экспедиция стала хорошей консультационной площадкой для будущих партнеров нового турпродукта. Так, в муромском ресторане "Чайка" тестирующие высоко оценили традиционный итальянский тыквенный крем-суп с пельменями и другие удачно "русифицированные" блюда зарубежной кухни и пригласили в зал авторов необычного меню. А когда перед экспертами появился молодой шеф-повар со своей командой, спросили, готовы ли те давать туристам мастер-классы.

- Это прекрасно, когда люди могут попробовать блюда, какие шеф-повар считает в данный момент своей удачей, - пояснила вопрос Екатерина Шаповалова. - Когда приходишь в ресторан и тебя встречает шеф-повар, это создает особую атмосферу.

Корзина будет больше

Что мешает россиянам принимать организованный туризм

Как и обещали авторы, презентация проекта состоялась на исходе весны в Суздале. На нее приехали руководители 25 лучших гастрономических объектов. Они привезли блюда, которые, по мнению экспертов, выгодно отличают Владимирскую область от других регионов. И подписали с "Ассоциацией туризма и гостеприимства города Суздаля" соглашение о том, что в течение года будут соблюдать взятые на себя обязательства по качеству и сервису.

Руководители "аппетитного проекта" отметили, что таким образом завершен лишь первый этап создания "Гастрономической карты Владимирской области". Следующий - ее появление в бумажном виде, а затем и электронном. Карта будет доступна как представителям турбизнеса, так и туристам. По задумке оргкомитета, бумажный информационный буклет представят во всех гостиницах городов и районов, которые они проинспектировали. И обедая, например, в ресторане Суздаля, гость сможет определить, где сможет перекусить завтра в Коврове.

P. S.

В начале осени группа создателей нового турпродукта намерена возобновить свои экспедиции в поисках самых вкусных, но пока еще неизвестных мест Владимирской области.

Туризм Владимир Центральная Россия