Отношения двух стран переживают определенные испытания, заявил президент России Владимир Путин, но визит говорит о том, что есть общее желание проанализировать сложности, преодолеть их и идти дальше.
Итальянский премьер начал рабочий день с пробежки по улицам Санкт-Петербурга, а затем посетил Эрмитаж. Вдохновленный спортом и искусством, он был готов несколько часов подряд обсуждать и бизнес, и политику. Сперва Ренци присоединился к президентам России и Казахстана на трибуне пленарного заседания ПМЭФ, после чего состоялись российско-итальянские переговоры.
Италия находится на пятом месте среди внешнеторговых партнеров России, но в прошлом году объем взаимной торговли сократился. "Понятно, что свою роль в этом сыграли и перепады экономической конъюнктуры, и различные ограничения политического характера", - заметил Путин. Поэтому обсудили конкретные шаги по активизации сотрудничества.
Италия - один из крупнейших потребителей российского газа, и работа над совместными проектами продолжается. В присутствии лидеров целый ряд документов подписали и "Роснефть", и НОВАТЭК. Россия готова к сотрудничеству, но ждет того же и от европейских партнеров. "Я бы предпочел, чтобы проект "Южный поток" продолжался", - признался итальянский премьер, добавив, что готов поставить на то, что, "прибегая к здравому смыслу, как сказал президент Путин, решения будут найдены".
Россия не отказывалась от "Южного потока": "Нам просто не дали его сделать", - напомнил Путин. Ведь было бы глупо "утопить металл в море, не имея права входа на болгарскую территорию". "Что, те страны, которые заинтересованы, та же самая Болгария, другие страны, язык проглотили? Пошли бы в Европарламент, встретились бы с депутатами, объяснили важность этого проекта для их стран, подискутировали бы открыто... Все молчали, только мы постоянно слышали, что Россия то, Россия это, опять какой-то заговор российский придумали", - возмутился он. При этом Москва не отказывается и от транзита через Украину: если Киев поймет, что у него нет здесь монополии, то и "шантаж некоторых деятелей" прекратится, уверен президент.
"Наша позиция в том, что действительно строительство мостов, а не стен имеет стратегическую важность", - заверил журналистов Ренци и напомнил новый девиз сотрудничества: "Сделано с Италией". Его не могли не спросить о санкциях, тем более что эта тема на форуме звучала постоянно. На открытии ПМЭФ экс-президент Франции Николя Саркози, например, и вовсе предложил сильному - то есть России - первой сделать шаг и пойти на отмену контрсанкций. На тему отношений Москвы и Брюсселя накануне они с Путиным долго дискутировали за ужином. "Думаю, что в его предложении есть конструктив, на который можно и нужно было бы обратить внимание. И мы были бы готовы к таким шагам, если мы были бы уверены в том, что нас в очередной раз, как у нас говорят в народе, "не кинут", - отреагировал российский лидер. Что это не будет, "как известный классик говорил, "шаг вперед, два шага назад", - добавил он.
Впрочем, убеждать в чем-то нужно не Москву, а Киев - выполнить обязательства по Минским соглашениям. Нужны прямые переговоры между конфликтующими сторонами. "И если мы увидим в какой-то момент, что все, по сути дела, сделано, мы первые будем готовы сделать шаг - в том числе по различным ограничениям в сфере торговли и экономики", - заверил Путин. Он также ответил на вопрос, какая Европа нужна России: "Россия, конечно, хочет разговаривать с сильной Европой, потому что вести диалог со слабым партнером себе дороже: всегда можно ждать, что на него со стороны кто-то как-то надавит - и все договоренности и планы совместной работы будут разрушены". "Но что считать сильной Европой?" - задался он вопросом. И будет ли она сильнее или слабее, если Великобритания выйдет из ЕС?
Тема "брексита" звучала и поздно вечером, на встрече с главами мировых информагентств. "Не очень прилично пристегивать Россию к любой проблеме, даже той, к которой мы не имеем абсолютно никакого отношения, делать из России какое-то пугало", - заметил Путин. При этом задал риторический вопрос: зачем премьер-министр Великобритании вообще инициировал это голосование - "чтобы Европу еще раз пошантажировать либо кого-то напугать?". "Если Великобритания выйдет из Европы, это навсегда, - ранее высказался на эту тему и Ренци. - Это не так, что сначала матч дома, а потом на выезде". "Победу одержит тот, кто хочет остаться в Европе", - заключил он.