Выход киноленты 26-летнего режиссера Стивена Спилберга, по мнению ряда киноведов и критиков, поспособствовал введению в обиход такого понятия, как "блокбастер" - развлекательного жанрового фильма широкой коммерческой привлекательности, - а также изменил структуру кинопродвижения в целом.
К моменту съемок фильма за спиной у Спилберга было несколько телевизионных работ и полнометражная лента "Шугарлэндский экспресс". Поэтому, когда он выразил заинтересованность в экранизации романа-бестселлера Питера Бенчли, некоторые продюсеры сомневались, стоит ли новичку доверять такой масштабный проект. Сам режиссер вспоминал позднее, что производство грозились закрыть несколько раз, из-за чего работа над фильмом превратилась в "тяжелое испытание". Всего на создание "Челюстей" было потрачено девять миллионов долларов, из которых пять - сверх первоначально заявленного бюджета. Эту сумму в дальнейшем фильм окупил всего за три недели проката.
Премьера кинокартины состоялась в июне 1975 одновременно на 409 экранах. Ранее такая практика не была характерна для кинодистрибуции. Наиболее распространенной схемой являлся выпуск фильмов в нескольких крупных городах. В зависимости от их успеха владельцы более мелких кинотеатров решали, стоит ли демонстрировать у себя ту или иную ленту. В год своего выхода "Челюсти" установили рекорд за рекордом, собрав в итоге 470 миллионов долларов и став к тому моменту самым кассовым фильмом в истории. В дальнейшем коммерческая популярность работы Спилберга поспособствовал формированию системы производства крупных летних блокбастеров, франшиз и сиквелов, которая функционирует и по сей день.
Сложно точно сказать, какой фактор послужил причиной такого феноменального успеха, однако эксперты отмечают, что важную роль в этом сыграла и рекламная кампания. В течение нескольких месяцев на крупных телеканалах демонстрировались короткие тридцатисекундные ролики, создавая интригу перед будущей премьерой.
Кинокартина стала для зрителей также демонстрацией технических инноваций съемочной группы. Создание трех моделей гигантской акулы потребовало усилий сорока специалистов, а управлением каждой из них занималась команда из четырнадцати человек. Технические достижения фильма были отмечены Американской Киноакадемией, которая наградила фильм тремя премиями "Оскар" - за лучший монтаж, лучший звук и лучшую музыку. Музыкальная тема "Челюстей", подчеркивающая тревогу и напряженность разворачивающейся истории, превратилась в одну их самых узнаваемых для современного кинозрителя. Ее создатель, композитор Джон Уильямс, в дальнейшем не раз сотрудничал со Стивеном Спилбергом, написав музыку для таких фильмов, как "Инопланетянин", "Индиана Джонс", "Парк Юрского периода" и "Список Шиндлера".
За прошедший 41 год с момента премьеры можно наблюдать много изменений, причиной которых оказалась кинолента Спилберга. Она задала жанровые стандарты для фильмов ужасов и сформировала новые подходы к продвижению кинопродукции. Коммерческий успех фильма позволил Спилбергу обрести творческую независимость и дал возможность работать над рискованными проектами. Наконец, "Челюсти" представил зрителям множество узнаваемых образов, которые можно и сегодня обнаружить в кино. Одним из ярких примеров этому может служить предстоящий выход фильма "Отмель" с Блейк Лайвли в главной роли, рассказывающий о молодой спортсменке, которая пытается спастись от акулы.
Более подробную информацию о "Челюстях" можно также узнать из получасового покадрового видеоразбора, который был представлен в прошлом году независимым кинематографистом Антониосом Папантонио, и документального фильма об истории создания кинокартины.