Итак, одна из главных новелл: в законодательстве появится новый состав преступления - международный терроризм. За него предлагается установить наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет либо пожизненного лишения свободы. За финансирование международных терактов и за вовлечение в их совершение предлагается наказывать лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом до 500 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Снижается возрастной порог за террористические преступления до 14 лет.
До года лишения свободы можно будет получить за несообщение о готовящемся теракте или угоне самолета. Однако человек не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.
За публичные призывы к терроризму в интернете, а также его публичное оправдание предусматривается штраф от 300 тысяч до 1 миллиона рублей или лишение свободы от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности до пяти лет.
Изначальная версия, внесенная депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, претерпела изменения. В результате дискуссии из текста были исключены нормы о лишении российского гражданства бипатридов за террористические преступления и работу на иностранные спецслужбы.
Скандалы и споры вызвала и норма о хранении данных операторами связи. Здесь тоже дискутировали и корректировали до последнего момента. Изначально предлагалось обязать операторов связи хранить в России в течение трех лет записи разговоров, текстовые сообщения и изображения, чтобы предоставлять их по запросу спецслужб для обеспечения безопасности. По оценкам специалистов, затраты в этом случае превысили бы годовые бюджеты крупнейших операторов.
В итоге информацию о фактах приема и передачи звонков, текстовых сообщений, фотографий, звуков и видео операторы связи должны будут хранить на территории России в течение трех лет, а срок хранения содержания разговоров и переписки составит до шести месяцев.
Те же требования распространяются на мессенджеры и социальные сети. Однако для них срок хранения данных о фактах передачи сообщений сокращен с трех лет до одного года. Но содержание переписки они будут хранить тоже до шести месяцев.
Кроме того, вводится штраф до 1 млн рублей для мессенджеров, таких как WhatsApp и Telegram, за нераскрытие ФСБ данных для декодирования сообщений.
Отдельный блок поправок определяет, что такое "миссионерская деятельность" и запрещает ее вести от лица религиозных объединений, цели которых противоречат закону. За нарушения введены штрафы, а иностранцам будет грозить выдворение.
Смысл и цель принятия поправок ранее объяснила один из авторов - глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. "Это набор практических правовых и легитимных действий, направленных на то, чтобы сформировать бронежилет защиты для российского общества, - сказала она. - Если не работает бронежилет, сформированный государством, взрываются пояса шахидов".
Представители КПРФ и ЛДПР раскритиковали поправки. Так, в компартии заявляли, что куда эффективнее будет отменить мораторий на смертную казнь за преступления обсуждаемой направленности и ввести конфискацию имущества в отношении обвиняемых. А то террористы, когда совершают преступления, не думают о тюрьме.