29.06.2016 15:52
Экономика

Банки сделают упор на развитие удобного сервиса, а не технологий

Банки будущего делают ставку на удобство и сервис
Текст:  Кира Камнева
Российская газета - Спецвыпуск: Банки №141 (7009)
В мае глава Сбербанка Герман Греф заявил, что уже в ближайшие два-три года банк откажется от использования пластиковых карт и перейдет на идентификацию клиентов по голосу и внешности. По словам Грефа, это и защита от мошенничества, и удобство - клиенту не нужно куда-то ехать или иметь при себе документы, чтобы банк мог его идентифицировать и провести операцию.
Читать на сайте RG.RU

Сегодня банки стремятся перевести в онлайн максимальное количество операций - не только связанных с платежами и расчетами, но и такие, как заказ выпуска новой платежной карты, открытие счетов, оформление заявок на кредит, подключение/отключение услуг и т.д. Однако сами банкиры подчеркивают, что понятие "банк будущего" - не про гаджеты или технологии, а скорее про сервис. "Биометрия и другие способы идентификации будут развиваться, но пока это слишком затратная опция, чтобы можно было ее внедрять, - считает вице-президент, управляющий директор по электронному бизнесу Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас. - Кроме того, развитие "быстрых" функций доступа (по отпечатку пальца и т.п.), как правило, не сопровождается таким же быстрым развитием технологий безопасности, а банковские приложения должны прежде всего соответствовать строгим стандартам безопасности, потому что речь идет о персональных данных и деньгах клиента".

Малый и средний бизнес предпочли банки с дистанционным обслуживанием

По словам Шакманаса, сейчас сложно удивить потребителя принципиально новым продуктом или решением - все новые инициативы примерно одинаковые у всех. Эксперт убежден, что выиграют те организации, которые сделают ставку на развитие клиентской лояльности и отношений с клиентами, уделяя этому такое же внимание, как разработке бизнес-составляющей продуктов. "Есть очевидный тренд формирования отдельной digital сервисно-финансовой модели предоставления услуг клиенту: когда нет необходимости в физическом присутствии клиента в отделении. Мы этот тренд развиваем. Например, успешно реализовали p2p-переводы (personaltopersonal)", - добавил он.

Генеральный директор процессинговой компании "МультиКарта" (Группа ВТБ) Кирилл Свириденко считает, что хорошие перспективы для развития онлайн-сервисов откроет реализация видеобанкинга, который он назвал важным шагом не только для банков и их клиентов, но и в целом для развития отечественного банковского цифрового рынка. Видеобанкинг позволит банкам значительно увеличить доступность онлайн-услуг для клиентов, повысить уровень обслуживания клиентов, а также сократить расходы на содержание банковских отделений.

Развивая новые технологии, некоторые крупные банки (например тот же Сбербанк или Альфа-Банк) создают собственные финтех-лаборатории для проверки и внедрения новых решений. Однако большинству банков такая роскошь недоступна. "Здесь проблема в первую очередь не в отсутствии бюджетов или стремления к инновациям. Инновационный финтех практически невозможно развить внутри структуры крупного банка, со сложными и устоявшимися процессами, высокой степенью бюрократизма, - пояснил директор по инновациям SAS Россия/СНГ Юлий Гольдберг. - В таких условиях стартап не сможет развиваться. Там, где такая лаборатория построена, только кажется, что она внутри. Туда подбираются особые специалисты, там своя, гораздо более свободная корпоративная культура, свои процессы".

В банках наметилась тенденция к росту кредитования МСБ

Развивать инновации банкам часто мешает и отсутствие понимания монетизации той или иной технологии со стороны акционеров. Сами банкиры называют это здоровым консерватизмом. "Банк - это все же не NASA, и вкладываться в чистую науку ему неинтересно, - отметил Юлий Гольдберг. - Чтобы понять, как конкретный банк может монетизировать конкретную перспективную технологию с учетом особенностей его клиентской аудитории, уровня технологической зрелости, продуктовой линейки, нужен бизнес-лидер с предпринимательским мышлением и хорошим пониманием современных финансовых технологий". Кроме того, по его словам, препятствием является забюрократизированность большинства крупных организаций.

Как отметил Алгирдас Шакманас, клиенту необходимы рекомендации, персональный подход, уникальность предложения. А пока что многие подобные опции доступны именно в отделении. "Есть отдельные направления по работе с премиальными клиентами, ключевым аспектом в сервисе которых является именно общение с персональным менеджером", - добавил он. Кирилл Свириденко также подчеркнул, что нельзя отказываться от стандартных форм общения с клиентом - даже с учетом того, что основные игроки максимально дигитализируют операции, создают так называемые цифровые финансы и делают ставку на безналичные формы расчетов. Наличные деньги все еще доминируют в расчетах, особенно в регионах, и далеко не все клиенты готовы полностью отказаться от посещения банковских отделений. "Классические банковские офисы нужны, - считает эксперт. - Другое дело, что их инфраструктуру можно адаптировать в зависимости от конкретного региона и потребностей клиентов, а также сделать оптимальное соотношение количества электронных устройств и операционных работников".

Банки