13.07.2016 21:50
Общество

О чем писала в своем альбоме мать святителя Игнатия Софья Брянчанинова

Откуда приходят в мир святые? Этот вопрос всегда будет волновать и верующих, и атеистов
Текст:  Дмитрий Шеваров
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №154 (7022)
Если вы будете в Покровском под Вологдой, то сразу за храмом вы увидите семейный некрополь Брянчаниновых. Здесь, рядом с многими своими детьми, внуками и правнуками, лежит и Софья Афанасьевна Брянчанинова. Под крестом выбито старинной вязью: "Скончалась 1832 года июля 25 дня и чада ея..."
Читать на сайте RG.RU
Тайна старого альбома

Сто лет спустя, в 1930-х годах, место упокоения Брянчаниновых было варварски разгромлено. Белый камень, под которым покоилась Софья Афанасьевна и трое ее детей, нашли только в начале 1990-х при реставрации Покровского храма.

Дня рождения Софьи Афанасьевны на камне нет, и теперь никто его не помнит. Отчего-то кажется: Соня родилась летом. Возможно, так думается мне от того, что усадьбу Покровское, где она провела молодость и зрелые годы своей жизни, я видел только летней, в шелесте высоких старых лип, с необозримым морем колокольчиков и мокрыми после грибного дождя тропинками парка.

В пользу моей версии о том, что Софья Брянчанинова родилась в один из летних дней - сохранившиеся свидетельства о том, что когда в октябре 1786 года умер ее 37-летний отец, подававший большие надежды поэт Афанасий Матвеевич Брянчанинов, то Соня была малюткой, двух-трех месяцев от роду.

И вот я в Покровском, иду по дорожкам того самого усадебного парка, который помнит и Софью Афанасьевну, и ее детей, появившихся здесь на свет "в дней Александровых прекрасное начало". Детей у Софьи и Семена Брянчаниновых родилось 16, выжили 9. Возможно, память об этой большой дворянской семье и стерлась бы, если бы не долго ожидаемый, вымоленный первенец Димитрий, вошедший в сонм русских святых как святитель Игнатий Брянчанинов.

Дворянское гнездо

Первые, кто с вниманием и сердечностью встречают каждого, кто приезжает летом в Покровское - это Татьяна Александровна Ватсон, внучка последнего владельца Покровского, и Марина Геннадьевна Давыдова, создатель музейной экспозиции в усадьбе, руководитель здешних экскурсионных маршрутов. Мы идем среди колокольчиков под сенью старинных лип, и я расспрашиваю Марину Геннадьевну о домашнем укладе Брянчаниновых.

Как игумен Варлаам стал сказочником

- Нам трудно понять этот уклад, - рассказывает она, - потому что мы переносим свои представления на то время. Мы не можем себе представить, как это в одном доме могут одновременно жить пять, шесть, а то и десять детей, и вместе с ними не только родители, но и дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. Именно так жили Брянчаниновы - в рождениях детей и их уходах из жизни, в болезнях и тяготах воспитания... И чтобы такая большая и сложно устроенная семья не развалилась, уклад ее не мог не быть строгим. У русских дворян была популярна английская система воспитания с ее суровым распорядком, закаливанием холодом и сдерживанием эмоциональных порывов. В доме Брянчаниновых не было прыганья, хохота, шумных игр. Конечно, дети в чем-то были ущемлены. Им хотелось бегать, прыгать. Но когда святитель Игнатий пишет "детство мое было преисполнено скорбей", он имел в виду не то, что он часто оставался полуголодным или чем-то обиженным, а то, что у родителей в таких условиях не было времени для тесного личностного общения с детьми. И тут надо вспомнить судьбу его отца, Александра Семеновича. Он был камер-пажом Павла Первого, воспитывался в Императорском Пажеском корпусе вместе с детьми императора. Но вот Павла не стало в 1801 году, а в 1803 году Александр Брянчанинов вынужденно уходит в отставку и едет сюда, в Покровское, спасать имение, которое могли продать с молотка за долги отца. Он заплатил долги, но потерял карьеру. В Вологде он встретил девушку Софью. Они оба были Брянчаниновы, из дальних ветвей одного рода.

Чтобы понять, каким был Александр Семенович, надо вспомнить старика Болконского из "Войны и мира". Один из исследователей считает, что прототипом Болконского Толстой взял именно Александра Семеновича. Причем старик Брянчанинов, возможно, успел прочитать "Войну и мир". И понятно, почему Александр Семенович, не реализовавший себя на государственной службе, очень хотел, чтобы его старший сын, наследник, наверстал упущенное отцом. И, наверное, не было бы в этом ничего трагичного, если бы Дмитрий не проявлял очевидных склонностей совсем к другому - к жизни внутренней, духовной. Не принято было тогда из дворян уходить в монахи.

По послушанию отцу 15-летний Дмитрий поехал в Петербург учиться в Военное инженерное училище, но монастырь звал его, и в 20 лет Дмитрий стал послушником. Александр Семенович долго не мог с этим смириться, и только благодаря Софье Афанасьевне связь сына с домом не была утрачена. Когда будущий святитель и его друг, не выдержав тягот монастырских послушаний, тяжело заболели, Софья Афанасьевна настояла, чтобы Дмитрия вместе с товарищем привезли для лечения в родительский дом в Покровском. Мать и сын постоянно переписывались, и святитель очень любил ласку этих писем, говорил потом сестре, что ее почерк напоминает маменькин. А в 1832 году иеромонах Игнатий приехал ее отпевать вот в этом Покровском храме. Было ему тогда 25 лет...

Альбом в приданое

От Марины Геннадьевны я узнал, что в Вологде сохранилась библиотека Брянчаниновых, вывезенная из усадьбы в 1918 году. И вот я возвращаюсь в Вологду, чтобы увидеть книги, которые окружали святителя в его детстве. Трудно поверить, что издания, в большинстве своем отпечатанные еще в XVIII веке, могли пережить пожары, революции, войны.

Оказывается, книжное собрание знаменитого рода хранится в отделе редких книг Вологодской областной научной библиотеки. Отдел располагается под самой крышей библиотечного здания. Здесь, в уютной тесноте стеллажей со старинными фолиантами, меня встретила Наталья Николаевна Фарутина, заведующая отделом библиографии и краеведения.

И тут я узнаю о самом, пожалуй, главном: вместе с библиотекой Брянчаниновых сохранился домашний альбом, принадлежавший Софье Афанасьевне Брянчаниновой, матери святителя Игнатия!

Для специалистов этот факт - не новость, с альбомом работал уже не один исследователь, но как передать чувства "неофита"? Утром ты стоял в Покровском храме перед иконой святителя Игнатия, а вечером сидишь в библиотечной тиши перед альбомом его матушки. Сердце замирает.

На кожаном корешке вытеснено золотом "Собрание сочинений стихами и прозою А. Б.".

Оказывается, 16-летней Соне Брянчаниновой альбом достался по наследству от отца, которого она совсем не знала, ведь он умер в год ее появления на свет. Получается, что первые записи появились в альбоме 230 лет назад!

Афанасий Матвеевич Брянчанинов пробовал себя в разных поэтических жанрах (интересно, что и дед святителя Игнатия по отцовской линии был литератором). В альбом он успел записать свою поэму с забавным названием "Вражда между Чаем, Кофием и Водою", два стихотворения и первое явление комической пьесы.

Дарование Афанасия Матвеевича успели оценить лишь родные и друзья, они берегли его рукописи. Передавая весной 1802 года альбом Соне, ее мать Дарья Петровна, судя по всему, надеялась, что дочь воспримет фамильную литературную традицию.

Что значила для Пушкина пословица "Береги честь смолоду"

Вместе с альбомом Соня приняла во владение и часть домашней библиотеки. Изучению книжного собрания девушка посвятила, очевидно, не один месяц.

Свои труды она увенчала каталогом, которому отдала последние страницы альбома. В списке 57 названий в 144 томах. Русских книг всего пять.

Если вспомнить, что в 1802 году Соне исполнилось всего 16 лет (кстати, в альбоме ее отец успел заполнить лишь 16 листов из 168), то нельзя не поразиться терпению и основательности девушки.

"Софинька, не обмани мою надежду!.."

Чем же наполнила альбом Соня? Да тем же, чем заполняли свои девичьи альбомы ее ровесницы: мадригалы первых поклонников, выписки из сентиментальных романов, цитаты из европейских просветителей, любимые стихи, вложенные между страниц цветы...

Многие записи - на французском языке. Вот и первый Сонин автограф, оставленный на форзаце 2 мaя 1802, выглядит так: Sophie de Briantchaninoff.

Последняя запись в альбоме сделана 26 мая 1808 года, когда будущему святителю был год и три месяца.

Семь листов альбома занимают Сонины переводы. "Читавши Стерна, - пишет Софья, - мне так понравились два письма Елизы к Иорику, что я не могла отказать себе удовольствия их перевести..." Вот строка из того перевода: "Как страшна скорость времени для нас..."

Кто-то оставил в альбоме несколько любительских стихотворных строчек, которые не стоили бы внимания, если бы не прозаическая приписка, полная какого-то особенно бережного чувства.

"Соня, молодость твоя страшна еще для дружбы, но разум твой со мною спорит, тебе 15 лет, и я надеюсь, что время оспорит меня совершенно... Софинька, не обмани мою надежду, на ней основано мое к тебе дружество..."

Дневниковые записи юной Софьи редки и немногословны. В них чувствуется натура глубокая, молчаливая, задумчивая.

"17 августа 1802 года (Москва). Этот день я никогда не забуду. - Сердце мое необходимым образом грустило и чувствовало пустоту. - Слезы не хотели прийти на помощь стесненной душе моей..."

Как жаль, что переписка Софьи Брянчаниновой и те дневники, которые она, очевидно, вела и позднее, пропали в годы революции.

Говорят, что в запертом кабинете опустевшей усадьбы бумаги Брянчаниновых долго оставались и после того, как была вывезена библиотека. Что с ними стало? Где они?

Дочь художника Юрий Васнецова рассказала о творчестве отца

Но вернемся к Сониному дневнику.

"20 октября 1802 года. Мы приезжаем в нашу усадьбу. Я была очарована, увидев это уединенное место, в котором я найду, может быть, отдых моей душе..."

Шеваров: "Женской поэзии" нет, если речь идет о подлинной литературе

Через много лет святитель Игнатий во многих своих письмах почти дословно повторял эту фразу про уединенное место, которое он мечтал бы найти.

Кто-то может сказать, что Сонин альбом вполне зауряден для своей эпохи, и ничего в нем не указывает на то, что эта девушка даст в будущем жизнь великому подвижнику.

Что ж, никаких явных предвестий того, что старший сын Софьи Брянчаниновой станет одним из самых почитаемых русских святых, а три других сына оставят земную жизнь монахами, - таких предвестий в старинном альбоме и правда не найти. Но и в этом, как и во всякой Божьей тайне, есть своя радость.

И остается лишь вздохнуть вслед за мудрым псалмопевцем Давидом: "Дивен Бог во святых своих!"

Благодарю за помощь в подготовке этого очерка Татьяну Александровну Ватсон, Наталию Николаевну Фарутину, Марину Геннадьевну Давыдову и Наталию Сергеевну Серову.

Память сердца

Из альбома Софьи Брянчаниновой

Два сердца за одно иметь;

Свое тем бытие удвоить;

Друг друга молча разуметь,

И милой мысль себе присвоить;

Сноснее находить беды;

Счастливей быть

в приятной доле:

Сих благ я все вкушал плоды,

Но нет со мной -

нет милой боле!

Любил я те луга, кусты,

Где милая со мной гуляла;

Для нас природа красоты

И в дни ненастны не теряла.

Уж луг цветами не блестит,

Что устилали путь пред нею:

Постыл тому природы вид,

Кто с милой разлучен своею!

Раз в жизни сладость нам дана

Все блага зреть в одном

предмете;

В году одна живет весна,

Одна и милая на свете...

Юрий Нелединский-Мелецкий

1808

Круг чтения барышни начала ХIХ века

Из "Каталога книг, которые находятся в библиотеке Софьи Брянчаниновой", 1802.

История России (5 томов).

Краткая история Англии (3 тома).

Сочинения Жан-Пьера Клари де Флориана (9 томов).

Сочинения Лоренса Стерна (6 томов).

Роман "Принцесса Клевская" Мари Мадлен де Лафайет.

"Письма об Италии в 1785 году" Шарля Маргерита Дюпати.

"Приключения Родрика Рэндома" Тобайаса Джорджа Смоллетта.

"Похождения Жиль Бласа из Сантильяны" Алена Рене Лесажа.

Природа и искусство (2 тома).

"Юлия, или Подземелье Мадзини" Анны Радклиф.

"Эмилия де Вармон" Жана Батиста Луве де Кувре (3 тома).

"Путешествие вокруг моей комнаты" Ксавье де Местра.

"Евелина, или Вступление в свет молодой девицы" Берни Фрэнсиса.

История галантности у разных народов (2 тома).

Обозрение правительства и законов США.

Письмовник

"Теперь это дело уже в шляпе..."

Сохранилось всего лишь одно письмо Дмитрия Брянчанинова матери. Оно написано, очевидно, весной 1830 года, вскоре после отъезда из родного дома. Автору письма 23 года.

Любезнейшая маминька!

Письмо Ваше, посланное Вами с соловецким иеромонахом Моисеем, получил я от него перед самою Алексеевскою ярмонкою, которая кончилась два дни тому назад. Не грустите, что я от Вас уехал... Если б жил я где близко Вологды, то не было б мне покоя, пока не побывал бы в Новоезерском монастыре у отца Феофана, - теперь же это дело уже в шляпе. Придется ли здесь мне жить, не знаю: место низкое, сырое, окруженное водою, - сказывают, что летом, когда подует ветер с Белого озера, то все ходят в шубах, иногда и в Петровки; весною, пока лед не растает, - воздух очень острый, а осенью холодный от воды. Также и вода здешняя не по моему желудку.

Многие здешние рассказывают про Семигороднюю пустыню, что жить в оной ничем не хуже здешнего, а местоположение гораздо лучше, ибо лежит на лощине, окруженной лесом; в самом монастыре находится ключ; от Вологды только в 70 верстах; заутрени начинаются с четырех часов, а здесь с двух; вообще вся служба несколько здешнего покороче. Все сие при моих обстоятельствах и здоровье весьма не худо; думаю, и Вы с этим согласитесь.

Об Новоезерском много чрезвычайного слышал; мало из слышанного увидел; порядок в Белых берегах гораздо строже и лучше, всенощные ровнехонько вдвое дольше, каша лучше здешней, рыбы здесь гораздо изобильнее. Братия очень свободны в обращении... говорят про меня: "Это пустынный"... До сих пор еще не дали нам своей постоянной келлии, а живем в чужих... Слава Богу, что брат Петр здоров и надеется вскоре возвратиться в Россию. Наконец, прося молитв и родительского благословения как у Вас, так и у Почтеннейшего Папиньки и желая вам всем истинных благ, честь имею пребыть, почтеннейшие Родители, вашим покорнейшим сыном.

Димитрий Брянчанинов.

P. S. Любезным братьям и сестрам кланяюсь. Хорошо, если бы Вы изволили прислать за мною бричечку. Самсон с особенным усердием мне прислуживает.

История Религия