- Особенность уголовного дела заключается в том, что преступление совершено более полувека тому назад. Это беспрецедентный случай в практике Ростовской области, - заявила пресс-секретарь управления судебного департамента Алина Совершенная.
За бронированным стеклом на скамье подсудимых сидит старик. Несмотря на жару он одет в черную робу и приветливо улыбается беззубым ртом. Шутит с журналистами и охраной. Только глаза, как черные угольки, остаются жесткими и равнодушными. После чего становится ясно, что он не так прост, как хочет казаться.
Старик все время жалуется на возраст и глухоту, и говорит, что пора ему уже в мир иной. Жалуется, что "мякина в голове" и ничего не помнит. Однако, как следует из материалов дела, на учете у психолога он не состоит и является адекватным, то есть все понимает и контролирует свои поступки.
Представитель прокуратуры области Ирина Скрынникова зачитывает обвинительное заключение. Выясняется, что многих участников этого уголовного дела уже нет в живых, но в архиве сохранилось описание "подвига" 21-летнего Николая Цветкова. Из них следует, что "8 июля 1962 года подозреваемый, имея умысел на убийство председателя сельского совета станицы Грушевской Карасева А.Н. приехал к его дому на велосипеде, захватив для выяснения отношений заряженное картечью ружье ИЖ-58". Причем его не остановило, что в доме у жертвы находились милиционеры - участковый из Новочеркасска и водитель его служебной машины.
- Сначала Цветков достал ружье и застрелил главу сельсовета. От полученных ран в грудь он скончался на месте. Затем преступник попытался расстрелять милиционеров, но они смогли укрыться за автомашиной, куда пришлись три выстрела картечи. От смерти их спасла металлическая будка машины, а преступник скрылся, - заявила Ирина Скрынникова.
Задержать убийцу на месте преступления не удалось, и он был объявлен во всесоюзный розыск. Однако даже с помощью коллег из других регионов СССР поймать стрелка не удавалось. А убийца кочевал по стране. Добравшись до Ульяновской области Николай Цветков смог выправить себе новые документы на имя Виктора Прокофьевича Маслова. Под этим именем он отслужил срочную службу в армии. Женился, вырастил двух сыновей.
- Я уже свое пожил. Пора в домовину. Двоих сыновей воспитал Сашку и Сережку. Они у меня в порядке. Жаль только жена 40 лет назад померла. Хотелось бы ее повидать. Славная была мордвиночка, - говорит Цветков-Маслов.
Кстати, никто из его родни на суд не явился.
Однако начать новую жизнь в поселке Базарный Сызган ему не удалось. В 1998 году Виктор Маслов был осужден на 13 лет по целому букету преступлений. В вину ему вменялось - "совершение разбоя", "убийство" и "вымогательство оружие, боеприпасов и взрывных устройств". Выйдя на волю по УДО, он не успокоился и в марте 2007 года вновь отправился за решетку. И снова по тяжкой статье - "покушение на убийство".
Мужчина отсидел в колонии почти девять лет и должен был выйти на свободу в нынешнем году. Однако, за шесть месяцев до освобождения Маслов рассказал о своих "подвигах" на Донской земле работникам оперативной части исправительной колонии № 4 ГУФСИН России по Ульяновской области. После чего сотрудникам полиции Ростовской области осталось провести тождество личности, то есть сравнить фотографии, антропометрические данные и отпечатки пальцев подозреваемого. Сделать это не составило труда, так как в распоряжении правоохранителей имелись "пальчики", которые Маслов, он же Цветков, оставил на охотничьем ружье ИЖ-58 с номером № В2892. Криминалисты также установили совпадение фотографий 20-летнего мужчины с 75-летним стариком.
Когда Маслову предъявили обвинение, то он не стал упорствовать и во всем признался. Потерпевших на уникальном судебном процессе будут представлять родной брат убитого Грушевского председателя сельсовета Владимир Карасев и сын новочеркасского участкового Сергей Зинченко.
Прокуратура утвердила обвинительное заключение по статье - "Умышленное убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств" и "Покушение на умышленное убийство двух или более лиц". Если вина подозреваемого будет доказана, то с учетом его криминального прошлого подсудимому грозит до 15 лет лишения свободы.