В редких интервью, которые давал Чимино, он говорил о себе как о художнике. Он обучался изобразительному искусству и архитектуре, позднее занялся созданием рекламных роликов для Kodak, Pepsi и United Airlines, а затем пришел в кинобизнес: сначала в качестве сценариста, а затем - постановщика. Начало кинокарьеры Чимино складывалось довольно успешно: его сценарий криминальной трагикомедии "Громобой и Быстроножка" (Thunderbolt and Lightfoot) попался на глаза Клинту Иствуду, который запустил ленту в производство, исполнил одну из главных ролей и позволил Чимино занять режиссерское кресло.
Военная драма "Охотник на оленей" стала первым крупным на тот момент фильмом, обратившимся к проблематике вьетнамской войны, хотя в это же время Фрэнсис Форд Копполла уже работал над своим opus magnum "Апокалипсис сегодня". Даже спустя пять лет после вывода американских войск из Вьетнама эта тема оставалась болезненной и в некоторой степени табуированной в кино, поэтому фильм Чимино способствовал ее раскрытию в массовой культуре.
Успех укрепил статус режиссера и обеспечили ему полную творческую независимость при создании "Врат рая". Она не снискала ни признания критиков, ни кассового успеха, войдя в историю американского кинематографа как картина, положившая конец карьере Чимино, студии United Artists и периоду "Нового Голливуда" - десятилетия, отличавшегося беспрецедентной режиссерской и тематической свободой.
Для сюжета фильма Майкл Чимино выбрал один из эпизодов покорения Дикого Запада - войну округа Джонсон, ряд столкновений в начале 1890-х годов между крупными землевладельцами и мелкими фермерами-переселенцам в штате Вайоминг. Своего пика конфликт достиг в 1892 году, когда владельцы нескольких ранчо штата объединились для вербовки вооруженного отряда. Он должен был заниматься ликвидацией преступников, в вину которым вменялась кража скота. Когда жители округа оказали вооруженное сопротивление действиям отряда, губернатор штата был вынужден обратиться к президенту США для введения регулярных войск.
Cценарий Чимино представлял реальные факты в довольно вольной трактовке. Повешенные в 1889 году Элла Уотсон и Джим Эврилл стали частью любовного треугольника, третьим участником которого был один из лидеров фермеров-сопротивленцев Нэйт Чэмпион, убитый в 1892 году. Ростовщик Эврилл в фильме сделался федеральным маршалом, его сожительница Элла Уотсон превратилась в держательницу публичного дома, а Нэйт Чэмпион оказался наемником, который переходит на сторону мелких землевладельцев.
Руководители кинокомпании United Artists, занявшиеся производством фильма, поверили в успех предложенного проекта, подписав небывалый на тот момент контракт с режиссером, предоставлявший ему полный карт-бланш. Чимино даже не нес ответственности за просрочки и перерасходования бюджета.
Первоначально выделяемая сумма составляла почти 12 миллионов долларов, а к моменту завершения съемок общий бюджет составлял уже 44 миллиона. Производственные сроки также были нарушены. Кинокартина вышла с запозданием почти на год - в ноябре 1980 вместо заявленного декабря 1979.
Однако одним из самых значительных поводов для разногласий между режиссером и представителями кинокомпании стал выбор актеров. На центральные роли были утверждены Крис Кристофферсон, переживавший пик своей славы в конце 70-х, и Кристофер Уокен. На втором плане отметились Джефф Бриджес, Джон Хёрт и Микки Рурк. Исполнители мужских ролей были достаточно известны, чтобы привлечь зрительское внимание, однако в главной женской роли Чимино пожелал видеть молодую французскую актрису Изабель Юппер, тогда неизвестную за пределами Европы. Продюсеры пытались привлечь к работе Джейн Фонду и Дайан Китон, но Чимино наотрез отказался.
Когда производство фильма было запущено, режиссер длительное время проводил в архивах. К работе над созданием аутентичных костюмов и декораций были привлечены одни из ведущих специалистов. Например, для открывающей фильм сцены заказали несколько сотен цилиндров у единственной фирмы, занимавшейся их производством. Декорации вайомингского городка приходилось перестраивать заново, потому что расстояние между зданиями было слишком узким. Именно старания декораторов в конечном итоге были отмечены номинацией на премию "Оскар". Для небольшого эпизода из музея штата Колорадо был транспортирован настоящий локомотив XIX века, который нельзя было перевозить по современным железным дорогам.
В штате Монтана, где проходила основная часть съемок, был устроен целый тренировочный лагерь, прозванный "Лагерь Чимино". Все актеры, как ведущие, так и участники массовки, учились там верховой езде, стрельбе и танцам. Все трюки в ключевых эпизодах совершались самими актерами.
Детальное продумывание каждого эпизода было одной из основных задач. Съемочная группа могла ждать по несколько часов, пока на небе появятся облака нужной формы. Была создана целая ирригационная система, которая подпитывала траву, чтобы та была насыщенного зеленого цвета. На короткие сцены иногда уходило не менее сорока дублей, что выматывало актеров и заставило их прозвать Чимино "аятоллой". Съемочный процесс затянулся настолько, что Джон Хёрт успел за это время поработать в "Человеке-слоне" Дэвида Линча и вернуться.
Просьбы руководителей кинокомпании ускорить создание кинокартины долго не имели успеха. Общение с режиссером студия осуществляла через продюсера Джоан Карелли, близкого друга Чимино, которая боялась быть очень требовательной к нему. В итоге она была уволена, а новых продюсеров постановщик отказывался пускать на площадку.
Циркулировавшие слухи о создании фильма лишь усилили напряжение. Уже задолго до выхода многие были настроены к ленте враждебно. Журналист Washington Post Лес Гэпей устроился работать на съемки и описал свой опыт пребывания на площадке. Он указывал на отказы режиссера общаться с работниками массовки, тяжелые условия, а также отсутствие необходимых мер безопасности, которые приводили к постоянным травмам.
К моменту окончания производства было отснято более двухсот часов материала, который Чимино вместе с целой командой специалистов монтировал в течение четырех месяцев.
В итоге он представил ленту с хронометражем 3 часа 39 минут вместо заявленных двух. Работа шла вплоть до самой премьеры, которая состоялась 19 ноября 1980 года.
Когда фильм наконец вышел, первая реакция американской прессы на него была крайне негативной. Отрицательные отзывы заставили Чимино снять картину с проката, чтобы ее перемонтировать, о чем он заявил в своем публичном обращении к продюсерам. Укороченная версия, длившаяся чуть более двух часов, не снискала успеха, а кассовые сборы не превысили трех миллионов долларов. United Artists понесла крупнейшие убытки за время своего существования и была продана студии MGM.
Эта неудача обернулась драматичными последствиями не только для компании, но и для целого направления в кинематографе. Череда коммерческих провалов от режиссеров-авторов, последовавшая за проектом Чимино, заставила студии ужесточить контроль за финансовой и креативной сторонами съемочного процесса. Сам Чимино редко брался за режиссуру с тех пор, выпустив за двадцать лет лишь четыре полнометражных фильма.
Тем не менее за океаном "Врата рая" был воспринят куда более благосклонно - фильм вошел в основной конкурс Каннского кинофестиваля и был тепло принят французской публикой. Выход обновленной версии в 2012 году заставил пересмотреть значение картины - критики и киноведы отмечали ее амбициозность, скрупулезность и визуальную выветренность. Неконвенциональный подход в изображении жизни Дикого Запада обеспечил "Вратам рая" место в списках лучших фильмов всех времен.
Чимино также постепенно перестал болезненно воспринимать критику прошлых лет. Когда на Нью-Йоркском кинофестивале 2012 года новый вариант фильма встретили овацией, режиссер растроганно благодарил публику, а актер Крис Кристофферсон наконец смог подвести итог всех злоключений кинокартины словами: "Наши с Майклом карьеры были разбиты в пух и прах, но это того стоило".