По словам Савченко, "обмен военнопленных и заключенных из России сейчас не происходит - после того, как этот вопрос перевели в политическую плоскость". Осужденная российским судом за убийство, Савченко, чье возвращение домой также имело политический контекст, рассказала, как ее страна может активизировать процесс обмена пленными, а именно: "Украина должна начать отдавать людей первой". Более того, об этом способе она поведала во время последнего случая общения и президенту Петру Порошенко.
"Но в плену не сидят дети Петра Алексеевича, а на ваших детей ему плевать. Поэтому каждый должен бороться за своего, как за меня боролись сестра и мать. Выходите на Банковую (улица, где расположена администрация президента, прим. авт.), требуйте встречи и отчета от президента как от гаранта конституции", - обратилась она на пресс-конференции к народу.
Чтобы придать этим призывам лишний вес, Савченко тут же объявила: "С сегодняшнего дня я снова объявляю голодовку. Из-за бездействия находящихся у власти всего мира относительно освобождения украинских заключенных. До дня положительного результата". Выбор такого способа протеста Савченко объяснила его действенностью, в чем убедилась во время пребывания за решеткой. Действительно, несколько ее голодовок, использованные адвокатами для придания наводчице карательного батальона "Айдар" ореола мученицы, в итоге благоприятно отразились на ее здоровье и фигуре, но не на приговоре.
После объявления новой голодовки Савченко во второй раз шокировала украинских журналистов, рассказав им о своей концепции "перезагрузки Украины". Для начала вместо выборов депутатов парламента, Савченко предлагает украинцам избрать сто человек, которые "в закрытом режиме и в разумный срок" напишут принципиально новую конституцию и после этого навсегда уйдут из власти. В основном законе лично она видит восемь принципиальных и обязательных "блоков". Например, "создание самоуправления административных единиц" по экономическому, а не историческо-религиозному принципу; выборность судей и прокуроров; "полиция, следствие и отряды территориальной обороны - местные, с правом свободного ношения оружия", а также всеобщее право владения оружием; национализация земли и недр с созданием "органа народного контроля".
Кроме того, Савченко предлагает упразднить украинский парламент в нынешнем виде, и создать "Народную Раду", куда депутаты будут делегироваться местными общинами с возможностью их отзыва в любой момент. Правительство, согласно концепции, должно состоять только из беспартийных профессионалов, нанимаемых народом, и являющихся признанными специалистами - желательно учеными - в своих отраслях.
Наконец, пост президента Украины Савченко намерена сделать исключительно символическим, по примеру некоторых развитых европейских стран: "избираемая должность с направлением на внешние отношения, наподобие визитной карточки".
Надежда Савченко, судя по ее словам и настроению, прекрасно понимает, что у нынешней "визитной карточки" - Петра Порошенко - ее инициатива восторга не вызовет. Впрочем, о том, что она сама спустя несколько дней после возвращения на Украину стала едва ли не главным политическим раздражителем для президента и всего политического класса - известно уже всей стране из бранных заявлений депутатов, чиновников и негативной реакции подконтрольных им СМИ на ее предыдущие инициативы и заявления. Но ее, народную любимицу, это не пугает. По данным социологов, она единственный украинский политик с положительным соотношением симпатий и антипатий, и это придает ей уверенность вместе с правом апеллировать напрямую к украинцам.
"Я иду путем революции. Я первой иду по минному полю политики, делая скандальные, непопулярные и на шаг преждевременные заявления, потому что понимаю, что в данных условиях цена нерешительности - жизни людей. Поэтому и не боюсь быть неверно понятной, раскритикованной и даже уничтоженной. За что меня критикует и будет от меня отказываться провластная оппозиция", - заявила Савченко после обнародования своей "революционной" программы действий.
Остается вопрос, как она собирается ее выполнять, ведь своей собственной партии у нее нет, и досрочные выборы в Верховную Раду пока не объявлены. И в третий "майдан" Савченко пока не слишком верит, поскольку убеждена - нынешняя оппозиция Порошенко мало отличается от него самого, и много "новой крови" во власть не приведет.