Папина дочка
В восемнадцать лет она была осуждена по статье 228 - торговля наркотиками. Хотя Даша утверждает, что не столько продавала, сколько кололась сама. На иглу села после трагической гибели отца, которого очень любила. Дарья так себя и называет - "папина дочка". Это папа отвел ее в детстве в музыкальную школу, где она занималась хореографией и вокалом. Это папа всегда интересовался ее успехами в школе, где дочке особенно нравилась история. Это папа, когда зимним утром на дворе трещал мороз, всегда настаивал на том, чтобы дочка все равно бежала на уроки. Это с ним Даша делилась своими девичьими секретами.
Отца, профессионального дальнобойщика, на ее глазах сбила летевшая как на пожар машина.
- Поехали отдохнуть семьей в Горный Алтай, остановились в пути, папа вышел купить воды, и его на моих глазах насмерть сбил автомобиль. Собственно, с того момента для меня все и покатилось вниз.
Обезумевшая от потери самого близкого человека девушка надолго потеряла смысл жизни. Наркотики стали даже средством ухода не от жизни, а из жизни. Поэтому сейчас Дарья не считает годы, проведенные за колючей проволокой, вычеркнутыми из жизни. Напротив.
- Сейчас я понимаю, что натворила. Но все мы не без греха, правда? Надо исправлять ситуацию, наверстывать упущенное время, пока мама жива. Я не жалею, что меня посадили. Не посадили бы - меня уже не было. Хорошо, что я сейчас здесь и смогла пережить свою потерю. Я многое осознала. Времени подумать было много: почему так все получалось, стоило ли связываться с наркотиками? Думаю, что я изменилась в лучшую сторону. В людях хотя бы начала разбираться. Стала понимать, что мне нужно, а чего не надо. Поняла, что человек может пережить любую потерю, которая раньше казалась невосполнимой. Правду говорят, годы лечат. Мне помогали мама и вера в Бога. Я крещеная, православной веры.
Мама у Даши цыганка, а вот отец был русским. Такой брак - очень большая редкость.
- Когда они встретились, маме было четырнадцать лет, а папе - пятнадцать. В те времена даже трудно было представить, чтобы цыганка вышла замуж за русского. Это расценивалось как позор. Но мама Галя пришла домой и сказала, что влюбилась. Родители протестовали, запрещали даже думать об этом. Но мама ушла к папе Вите - без согласия родителей. Уехали в Томскую область. Прожили лет десять и вернулись на Алтай.
Родители Галины скрепя сердце приняли русского зятя. У Даши есть сестра Оксана, которая старше ее на пятнадцать лет. Оксана трудится в Бийске в пекарне. Мама тоже всю жизнь работает. Отношение к труду - вот, пожалуй, главный водораздел между цыганами и современным обществом.
Я не цыганка, а осетинка
Давно обратил внимание: цыганскую тему в нашем обществе если и не полностью замалчивают, то, во всяком случае, стараются задвинуть на самый дальний план. Между тем проблемы, связанные с адаптацией этого народа в современной России, есть, и они немалые, начиная с социальных и заканчивая криминальными.
Мои друзья, долгие годы проработавшие в правоохранительных органах, в том числе в системе ФСИН, с редким, я бы даже сказал пугающим, единодушием предупреждали: "Цыгане лукавый народ. Спрашивай, слушай внимательно, кивай и не очень-то доверяй". В итоге некоторые вопросы интервью я приготовил с подвохом, но Даша опешила меня с первой же минуты. Сказала, что не считает себя цыганкой, хотя и хорошо знает язык этого народа. Сотрудники колонии подтвердили: Изубчикова даже во время краевого конкурса песни среди осужденных настаивала на том, что она… осетинка.
- Моя прабабка по материнской линии осетинка. Как-то мама возила меня в Осетию. В Осетии немало людей со светлыми глазами. У обоих родителей глаза черные, а у меня - светло-голубые. Мама, когда мы с ней отчаянно спорили, всегда говорила: "Ты вся в них".
Сотрудники ИК-6 поделились наблюдением: все эти годы у Дарьи отношения с осужденными цыганками были довольно прохладными. Так повелось с первого дня.
- Как тебя в колонии приняли цыганки?
- Нейтрально. Однажды меня спросили: "Ты по-русски или по-цыгански думаешь?". Наверное, и так и так. С русскими я думаю по-русски. С цыганками - по-цыгански. У цыган есть законы, которые у русских в голове не укладываются. К примеру, цыганам нельзя пить чай с представителями других национальностей. Мне здесь в первый же день девочки русские предложили чай попить. Конечно, какой разговор? Цыганки мне говорят: "Все, ты не наша". - "Почему?". - "У нас нельзя пить чай с русскими". Но эти правила не для меня. Поэтому я из принципа пила чай с русскими. Да и в нашей семье не было разделения на своих и чужих. Цыганкам положено ходить в длинных юбках. Надеть короткую - это позор. А я, если хочу короткую юбку или джинсы, то надела и пошла. Если замуж цыганка выходит, она сразу платок повязывает. Голова должна быть покрытой как знак замужества. Но почему жарким летом я должна ходить в платке? И вообще - зачем посторонним людям знать, что я замужем? И таких моментов множество. Цыганских песен я не пела никогда и даже не пыталась - это не мое.
Криминальная драма
- Наркотиками торгуют люди разных национальностей. Как думаешь, что толкает именно цыган на этот грех?
- Да, грех большой. Я задавала цыганкам в колонии этот вопрос. Дело не только в том, что они не приучены к повседневному труду, и им нравятся легкие деньги. Беда, что их никто не берет на работу. Как только работодатель узнает национальность женщины, он сразу говорит: "Нет-нет-нет!". Отказывает не только из-за характерного внешнего вида. Главная причина, знаете, какая? В цыганской среде много неграмотных. Кому нужен неграмотный работник? И что им остается делать? Идти в криминал.
Криминал у цыганок специфический. Как правило, они сидят в колонии "за мужа". Наркотой торгуют мужчины, а, когда попадаются с поличным правоохранителям, подставляют вместо себя женщин. В расчете на то, что к женщине судья отнесется мягче. Особенно, если она беременна или у нее дети малые. Интересно, как бы на такой цинизм отреагировали Пушкин и Лермонтов, посвятившие цыганскому свободолюбивому племени немало прекрасных строк?
- Даша, ты способна мамин "подвиг" повторить - выйти замуж за русского?
- Конечно!
- А за цыгана?
- (Не задумываясь.) Нет! Цыгане торгуют наркотой, а сидят за них женщины. Разве это по-мужски? Они женятся, чтобы вести этот бизнес. Когда жене дают срок, и немалый, муж говорит: "Я тебя буду ждать, все будет хорошо". А потом женится на другой. Я это не раз видела на примере нашей колонии. Встречаю цыганку молодую - плачет. "Что случилось?" - "Да муж женился". А потом и новая жена в колонию попадает.
- Ты часто нарушала режим?
- Очень. Зону раньше только по телевизору видела - так все страшно всегда показывают. Когда сюда приехала, сразу сказала себе: "Никогда никому себя в обиду не дам". Так оно и пошло. Но я не жалею об этом. Потому что сохранила свое "я". Меня тут из осужденных никто ни разу не унизил. Наверное, я заслужила за эти годы уважение окружающих. Правда, за девять лет ничему толком в колонии не научилась, хотя швеей работала, наладчицей, - смущенно улыбается Даша. - Не мое это - неусидчивая я. Мне в колонии больше всего помогли песни и танцы. Я жила ими. Мне говорят: "Даш, давай танец поставим?". И у меня все в голове начинает крутиться, идеи рождаются одна за другой.
После освобождения Дарья Изубчикова вернулась в Бийск. Я побеспокоил ее через несколько дней по тому номеру, с которого Дарья звонила по дороге домой. Ответил детский голосок - Дашина племянница сообщила, что тети нет дома. У меня почему-то сердце оборвалось: "А где ж она?". - "На работе!". После чего девчушка старательно продиктовала номер необходимого мне телефона. На какой работе, на чьей работе, думал я, слушая гудки. Оказалось, Дарья уже вышла работать в ресторан "с живым пением". Также она готовится к сентябрьскому гала-концерту. Не только потому, что хочет порадовать родных и близких - ей нельзя подвести тех людей, которые поверили в нее в УФСИН. В Екатеринбурге Даша исполнит песню "Твои ладони". Клип с ее выступлением на отборочном этапе можно увидеть на официальном сайте конкурса "Калина красная".
- Мне предложили на выбор несколько песен. "Твои ладони" больше всего понравились из-за слов. Хороший текст и музыка красивая. Для меня в песне очень важно и то, и другое. Если текст без смысла, это не песня. Я с первых нот понимаю, понравится мне песня или нет. Вот, например, "Эхо любви" на слова Роберта Рождественского мне очень по душе. В ней все совпадает.
По словам сотрудников ИК-6, в места лишения свободы среднестатистическая цыганка идет не то, чтобы с радостью, но и без большого горя. Во-первых, родня, оставшаяся на свободе, никогда про нее не забудет - будет регулярно навещать, "греть" посылочками и передачками. Во-вторых, за колючей проволокой цыганки цепко держатся друг за друга, создавая свой тесный, особый мир, куда посторонней осужденной вход воспрещен. В-третьих, "мать-тюрьма" дает цыганке то, что она едва ли получит на свободе, - среднее образование, паспорт (да-да, не удивляйтесь, паспорт) и прочие бумаги, необходимые для оформления различных социальных пособий, а также возможность освоить рабочую специальность (в данном случае - швеи). Отбыв срок в колонии, цыганка возвращается домой в почетном статусе прошедшей некое посвящение. Пострадала за интересы семьи, за что ей почет и уважение.
Как разбить такой порочный круг? Какие для этого нужны усилия государства? И есть ли у нас вообще программа социализации цыган? Такое впечатление, что нет. Что все течет по известному русскому правилу: "Авось само рассосется". А вот не рассасывается. Справедливости ради стоит заметить, что и в ряде европейских стран цыганский вопрос до сих пор остается открытым. До такой степени открытым, что цыган недемократично выпихивают в другие страны.