Заключительный концерт прошел с аншлагом. Лауреата XIV Международного конкурса имени Чайковского, южнокорейскую пианистку Йол Юм Сон и греческого скрипача-виртуоза Леонидаса Кавакоса, исполнивших в сопровождении объединенного оркестра Мариинского театра и его Приморской сцены под управлением Валерия Гергиева сочинения Прокофьева и Брамса, несколько раз вызывали на бис.
Абсолютный успех - именно так, без всякого преувеличения, можно описать атмосферу, в которой проходили лучшие балетные и оперные постановки, концерты с участием ярчайших солистов из Европы и Азии, Северной и Южной Америки, выступления молодых талантов.
На двух представлениях оперы "Мадам Баттерфляй" Джакомо Пуччини с Анной-Марией Мартинес (Пуэрто-Рико) в партии Чио-Чио-сан невозможно было найти не только свободных мест, но и ступенек в бельэтаже и на балконах, где сидели те, кому достались входные билеты.
Не меньший восторг вызвала творческая встреча с одной из самых ярких звезд мирового балета - Дианой Вишневой. На вопрос одной из зрительниц, как все началось, она ответила, что у нее "совершенно не театральная семья, родители - люди науки, химики, но мама очень хотела, чтобы дочь стала балериной и отдала в кружок хореографии. А вот в Вагановское училище Диана поступила …с третьей попытки! Но Вишнева не в обиде на преподавателей: по ее словам, "сложно в маленьком ребенке рассмотреть потенциал балетного танцора и предугадать, как изменится его тело с годами, насколько усердно он будет трудиться и хватит ли у него душевных сил преодолеть все трудности". В классе, где она училась, из 22 человек до выпуска дошли всего четыре, включая саму балерину.
- Я впервые посетила Дальний Восток и чувствую себя как на краю света, - призналась балерина. - Но ощущение края света мне нравится. И, кажется, что почва здесь благодатная - природа, море, отдаленность и уединенность… Приморская сцена Мариинки - очень уютная, мне было очень приятно на ней танцевать. Я почувствовала благодарность зрителя - химия произошла, - сказала Диана Вишнева.
Зрителям удалось в дни фестиваля увидеть не только маститых звезд - Диану Вишневу, Ульяну Лопаткину, Екатерину Кондаурову, Оксану Скорик, Эрнеста Латыпова, Константина Зверева, но и молодое поколение танцовщиков и "Творческой мастерской молодых хореографов" Мариинки.
Фестиваль стал международным не только по составу исполнителей, но и зрителей. Около трети билетов купили граждане Республики Корея, Японии и Китая. Среди них преобладали жители Страны утренней свежести, благодаря безвизовому въезду в Россию. Они приезжали на концерты организованными группами, порой сразу с морского парома или с самолета, чтобы увидеть не только российских звезд, но и своих, которых трудно застать у себя на родине. Это лауреат Международного конкурса им. П.И. Чайковского 22-летний пианист-виртуоз Сон Чжин Чо, виолончелистка Сон Мин Кан и восходящая звезда балета из Южной Кореи Су Бин Ли. Как говорят представители туроператоров, они уже сегодня спрашивают, будет ли фестиваль через год и какие концерты состоятся.
Приобщиться к высокому искусству смогли не только те, кому посчастливилось купить билет в театр оперы и балета. Несколько концертов, в том числе благотворительных, прошли в Приморской филармонии, во Всероссийском детском центре "Океан", на ракетном крейсере "Варяг", в домах офицеров флота во Владивостоке и Уссурийске. Валерий Гергиев пообещал в следующем году расширить географию выступлений в Приморье.
Как сообщил маэстро на пресс-конференции перед заключительным концертом, в будущем году три музыкальных фестиваля - Дальневосточный международный фестиваль "Мариинский", Pacific Muzic Festival в Саппоро (Хоккайдо, Япония) и столица зимних Олимпийских игр-2018 - южнокорейский Пхенчхан, которые проходят примерно в одно время, объединят свои усилия.
- У нас будет тройственный договор, который сохранит самостоятельность каждого из фестивалей, но позволит активно обмениваться исполнителями и нашими коллективами, - рассказал Гергиев. - Все три фестиваля проходят практически в одно и тоже время, а авиаперелеты между странами занимают 2-3 часа, что дает громадные возможности формировать программу работы с молодежью, выдающимися молодыми дарованиями, которые смогут выступать у нас, в Корее, в Японии и, я думаю, со временем и в Китае.
Между тем Интернет переполнен восторженными отзывами. "Счастлива, что такая сцена у нас теперь есть. Огромное спасибо Гергиеву! Понимаю, насколько обязаны лично ему за такую роскошь концертов! Да еще и по такой цене", - написала одна из зрительниц. "Мы несколько часов мчались из Находки (туда и обратно- 8-9 часов), потому что понимали: нас ждет СОБЫТИЕ! Валерий Абисалович, спасибо за Мариинку во Владивостоке! Концерт с участием молодых талантов - восхитительный!" - присоединился к ней житель из Находки.
- В Гергиеве есть какая-то соразмерность его таланта большой стране. Это удивительно! Гордость берет, счастье захлестывает и благодарность... Я очень рада за Владивосток, ведь у нас появился настолько глубокий фестиваль, что ты прямо на себе чувствуешь, как он меняет твое восприятие окружающего мира. Он сразу поставил Владивосток в ряд мировых культурных столиц, - сказала корреспонденту "РГ" замдиректора Приморской картинной галереи Светлана Руснак. - В культуре важна преемственность и способность выращивать таланты, а у Валерия Абисаловича особый дар находить их и помогать найти свою дорогу в искусстве. Особая ему благодарность - за возможность услышать юных пианистов и увидеть работы "Творческой мастерской молодых хореографов", где ребят ставят на крыло, где у них есть возможность выразить себя.
Справка "РГ"
После Владивостока Валерий Гергиев отправился с симфоническим оркестром Мариинки на гастроли в Европу. 12 и 13 августа они выступят на фестивале им. Иегуди Менухина в Гштааде (Швейцария), 15 августа - на знаменитом Эдинбургском фестивале (Великобритания), а 16 и 17 августа на Музыкальном фестивале в Турку (Финляндия).
Заключительный концерт международного фестиваля "Мариинский" в Приморье