Регион под контролем
Из 88 скотомогильников, официально зарегистрированных и взятых под контроль в Ленобласти, 47 законсервированы, а остальные не используются для захоронения больных животных: там размещаются ветеринарный конфискат и плоды животных. Как отмечают эксперты, профилактические меры по изоляции проводятся на самом высоком уровне.
В то же время в районах их размещения и там, где ранее уже фиксировались случаи заболеваний сибирской язвой, последний - в 1988 году, в целях профилактики проводится вакцинация животных. Фактически под контролем находится вся Ленобласть, кроме Бокситогорского, Лодейнопольского, Подпорожского и Тихвинского районов, и область, как и весь Северо-Западный регион, считается благополучной по сибирской язве. Ее распространение блокировано не только противоинфекционными мерами, но и самим климатом региона.
Как утверждают специалисты, распространение сибирской язвы в целом для Северо-Запада не свойственно, поскольку оно возможно только в определенных природных условиях, для чего необходима щелочная почва. Кислая почва Ленобласти губительна для бактерии. Однако опасность представляет ее "живучесть": при благоприятных условиях споры сохраняются более 100 лет. Скрытые захоронения попросту могут оказаться под пастбищами или строительными площадками.
- Ведение земляных и общестроительных работ на территории Ленинградской области контролируется с особой тщательностью, однако поля для выпаса скота не проверяются должным образом, - говорит начальник управления ветеринарии, главный государственный ветеринарный инспектор Ленинградской области Идрис Идиатулин. - Скот должен пастись на специальных выгульных площадках, которые, в свою очередь, необходимо готовить, так как они могут содержать в почве споры и представлять опасность для животных.
Особое беспокойство относительно заражения сибирской язвой у специалистов вызывает мелкий рогатый скот - поголовье овец и коз. Их численность увеличивается в связи с ростом числа личных подсобных, крестьянских и фермерские хозяйств. Животных в частных хозяйствах не только пасут бесконтрольно, но и не прививают. Притом что стоимость одной дозы вакцины для животных (штамм 55-ВНИИВВиМ) составляет около 1,2 рубля, и ее нетрудно приобрести.
- Сегодня вопрос о недостатке вакцины в регионах России не стоит, - отметил доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторий экспериментальной микробиологии ГНУ ВНИИВВиМ Россельхозакадемии Юрий Селянинов. - Отечественные предприятия-изготовители вакцины для профилактики сибирской язвы у животных способны полностью перекрыть потребности российского животноводства.
Вакцинация поголовья скота в крупных животноводческих хозяйствах Ленинградской области, выполняющих требования Россельхознадзора, проводится ежегодно. Для этого используется отечественная вакцина, которая закупается за счет федерального бюджета.
Как отмечают эксперты, расходы на вакцинацию в сравнении с затратами на ликвидацию эпидемии сегодня несопоставимы и тщательность выполнения мер позволяет сохранять численность поголовья: 177 тысяч крупного рогатого скота, свыше 200 тысяч свиней, более 27 тысяч мелкого рогатого скота и более 29 миллионов голов птиц, которых вакцинируют от гриппа и туберкулеза.
Чужой опыт в помощь
Поучителен здесь опыт Великобритании 2001 года, когда в результате распространения ящура поголовье рогатого скота туманного Альбиона сократилось на десятки тысяч, а соседям-французам пришлось уничтожить не только 20 тысяч овец, ввезенных из Великобритании, но и 30 тысяч животных, находившихся с ними в контакте. Вспышка классической чумы в Германии стала причиной падежа миллионов голов свиней.
Мировой опыт показывает, что уничтожение не только погибших животных, но и тех, которые контактировали с больными, - это единственный выход из ситуации. Скотомогильники в критической ситуации не спасают.
- Когда решается вопрос об опасности заболевания для человека и для экономики, вопросы гуманности по отношению к животным отступают на второй план, - подчеркнул начальник управления ветеринарии Санкт-Петербурга Юрий Андреев.
Как отмечают эксперты, в настоящее время наиболее уязвимыми для распространения сибирской язвы в России являются районы Южного, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Там природные и климато-географические условия способствуют не только длительному сохранению спор микроба сибирской язвы в почве, но и его размножению.
В последние пять-шесть лет регистрировались вспышки сибирской язвы в Республике Бурятия, Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Волгоградской, Ростовской, Омской, Тульской, Белгородской, Курской областях и других субъектах страны. Считается, что в целом по России относительное благополучие сохраняется за счет поголовной вакцинации восприимчивых сельскохозяйственных животных против сибирской язвы.
В Санкт-Петербурге за по-следние полгода мониторинг проводился в отношении 112 болезней различных видов животных, в том числе по сибирской язве, орнитозу, лейкозу, туберкулезу и бешенству. Однако проверки не означают наличие таких болезней на территории города. В целом в Петербурге ситуация остается благополучной на протяжении 30 лет.
Угроза остается
Однако угроза все еще не устранена. В городе вакцинация против сибирской язвы проводится только для спортивных лошадей, которые принимают участие в соревнованиях и путешествуют со своими хозяевами по миру. Всего их в городе 1300 голов. Однако, несмотря на спокойную ситуацию и избирательную политику, в случае возникновения малейшего подозрения животное изолируется и его головной мозг исследуется. Особому контролю подвержены также завозимые на территорию Северо-Западного региона животные. Проверка проводится на всех шестнадцати пограничных пунктах пропуска, и ветеринарный контроль осуществляется в круглосуточном режиме. За последние шесть месяцев в Петербург было завезено и проверено около 500 тысяч голов животных. В основном это были суточные цыплята и индюшата, крупный рогатый скот, племенные свиньи и лошади. Всех животных проверяют на наличие документов о вакцинации, причем нередко - в стране-экспортере, за три месяца до отправки в Россию. Плотоядные животные должны быть привиты от бешенства, собаки, лисы, песцы и волки - от чумы, норки и хорьки - от вирусного энтерита, все цыплята - против болезни Манка и Ньюкасла.
- Ситуация с сибирской язвой меняется в мире ежедневно, и мы регулярно получаем сводки, - отметил начальник отдела внутреннего ветеринарного надзора пограничного ветеринарного контроля государственной границы Российской Федерации на транспорте Олег Емцев. В случае попыток ввоза животных из-за границы, где обнаружен очаг инфекции, животные автоматически становятся "невъездными".
Однако, как отмечают эксперты, им гораздо труднее фиксировать перемещение животных в регионах России и осуществлять контроль их здоровья вследствие отсутствия требований обязательной вакцинации животных, в том числе и прежде всего - сельскохозяйственных, а также бесконтрольном захоронении животных в частных хозяйствах. На Ямале причина распространения смертельной инфекции - аномальная жара и отмена обязательной вакцинации северных оленей. Вакцинация была отменена еще в 2007 году. В то время ученые полагали, что климат Ямала неблагоприятен для развития сибирской язвы. После массовой гибели скота и случаев заражения людей обязательную вакцинацию округе вернули, и сегодня вопрос стоит о поголовной вакцинации животных в России.