Сегодня в Челябинской области бюджетную субсидию предпринимателям дают на уплату процентов по кредитам, первого взноса по лизингу и реализацию социально ориентированных проектов либо развитие народных промыслов. Получить их непросто - добрая половина соискателей отсеивается уже на этапе подачи заявок. К примеру, в прошлом году отказы получили 99 из 205 претендентов. Часть из них имела задолженности по налогам, другие не набрали нужного количества конкурсных баллов по показателям работы, а третьим вовсе отказали "из-за исчерпанности лимитов на момент подачи заявки" - "бюджетного пирога" на всех не хватает.
Вероятно, поэтому соискатели господдержки стремятся в как можно более выгодном свете представить свой бизнес и подготовить конкурсную документацию задолго до официального распоряжения минэкономразвития о приеме заявок - еще в начале года. А "сюрприз" прошедших по конкурсу ожидает в конце осени, когда счастливым получателям субсидии предлагают заключить соглашение, по которому они весь этот год должны были демонстрировать положительную динамику: сохранять и приумножать количество рабочих мест, размеры налоговых отчислений и обеспечивать на предприятии зарплату не ниже установленного в регионе прожиточного минимума.
- В цифрах это выглядит так. Мы тратим 50 миллионов рублей на новую производственную линию, взяв для этого кредит в банке, обращаемся к государству за субсидией на компенсацию процентной ставки по привлеченному кредиту. В течение года занимаемся монтажом оборудования, переобучением и трудоустройством высвободившегося после пуска автоматизированной линии персонала, параллельно выплачиваем "тело" кредита. Время непростое - и показатели не блестящие. А в конце года нас приглашают в минэкономразвития региона и предлагают подписать соглашение, которое, как выясняется впоследствии, мы не выполнили: вместо 245 сотрудников у нас по формуле среднесписочного состава насчитали 244. А потому, едва получив субсидию, мы тут же обязаны ее вернуть, - рассказал Олег Толмачев, директор челябинской компании по производству бутилированной воды.
Аналогичная ситуация произошла и в компании Геннадия Нечаева, производящей оборудование для нефтегазового сектора. На ее работу повлиял экономический спад - заказов стало меньше, партнеры стали практиковать отсрочку платежа на 120 дней и часть сотрудников предпочла уйти.
- Возможно, с позиций "буквы закона" мы виноваты - условия соглашения не выполнили, - сетует предприниматель. - Но ведь субсидия потрачена целевым образом. Производство модернизировано. И после пуска новой линии по выпуску нетканого полотна мы ситуацию исправили - вырос и штат, и налоговые отчисления.
По мнению бизнесменов, чиновникам следовало бы применять более долгосрочную методику оценки эффективности их деятельности. К примеру, банки используют горизонт планирования и оценки в пять лет, а государство - всего лишь в один финансовый год, который запросто может оказаться провальным. Просчитать в бизнесе все вероятные риски невозможно.
- Ситуация усугубляется еще и тем, что субсидия дается в конце декабря, за считанные дни до Нового года, улучшить с ее помощью показатели своей работы предприниматели уже не могут, - считает заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области Юрий Подшивалов. - А значит, бизнес ставится в заведомо невыгодную ситуацию.
- Согласно статье 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидия юридическим лицам предоставляется для компенсации понесенных затрат, а не для улучшения индикативных показателей, - не согласен заместитель министра экономического развития Челябинской области Артем Новиков. - Условия предоставления субсидий на территории Челябинской области ежегодно смягчаются (в этом году в соглашении останутся только два требования - о налоговой дисциплине и сохранении рабочих мест. - Прим. ред.). Продиктованы они намерением властей поддерживать действительно эффективных предпринимателей и создать заслон от злоупотреблений - исключить из числа получателей субсидий недобросовестных лиц. Мы ведь не даем предпринимателю конкретных указаний о количестве занятых на производстве работников или планируемой прибыли. По сути, он сам устанавливает показатели в соглашении. А мы лишь контролируем выполнение взятых им обязательств.
По словам Артема Новикова, за последние три года поддержка оказана 282 компаниям, из которых только 40 не смогли выполнить условия соглашения. Четыре из них согласились возвратить полученные средства добровольно. Еще в отношении 11 министерство инициировало судебные иски, четыре из которых уже удовлетворены. Это рутинная, но необходимая для соблюдения норм федерального законодательства работа и она будет продолжена.
Между тем, по словам председателя челябинской городской Думы Станислава Мошарова, количество жалоб от предпринимателей растет и это не может не отражаться на инвестиционном климате.
- Механизм предоставления субсидий необходимо пересматривать, и мы готовы выступить с соответствующей депутатской инициативой, - заявил спикер гордумы на совещании по поддержке малого и среднего бизнеса.
- Единственная причина, по которой государство должно требовать от предпринимателя возврата субсидии, - это нецелевое расходование средств, - уверен бизнес-омбудсмен Челябинской области Александр Гончаров. - Дополнительные условия о сохранении рабочих мест или повышении налоговых отчислений не должны быть пунктами соглашения. Они могут быть прописаны на его полях в качестве пожеланий, но не более того. Ведь субсидия компенсирует расходы на конкретный проект. И если он реализован, к предпринимателю никаких претензий возникать не должно. Мы изучаем судебную практику других регионов, чтобы найти механизмы защиты добросовестных представителей бизнеса. К примеру, в Карелии уже четыре предпринимателя выиграли суды о возврате субсидий, а остальные иски отозвала сама администрация. Что до условий соглашения, на мой взгляд, они морально устарели и не отвечают реалиям экономики.
Есть и еще один перегиб: сегодня бизнесмен, у которого отзывают субсидию, лишается права на получение господдержки в течение трех лет. А это, по мнению Гончарова, создает дополнительное напряжение для всех потенциальных инвесторов региона.
С другой стороны, механизм оказания господдержки, разработанный челябинскими чиновниками, позволяет реально сэкономить бюджетные средства. Правда, за минусом оплаты труда их самих, ведь весь процесс выделения, а затем изъятия субсидий сопровождается масштабной бумажной работой.