30.08.2016 00:00
Общество

Сергей Нарышкин: Нужно сберечь профессиональное ядро учительского корпуса

Сергей Нарышкин: Нужно сберечь высокопрофессиональное ядро учительского корпуса
Текст:  Сергей Нарышкин (председатель Государственной Думы)
Российская газета - Федеральный выпуск: №193 (7061)
До 1 сентября остались считаные дни, и по всей стране уже прошли традиционные для конца августа школьные педсоветы. Я сам побывал на двух таких форумах регионального уровня - в Ленинградской области 23 августа и в Карелии 25 августа. Вновь убедился, как много зависит от профессионализма и ответственности на местах. И хотел бы поделиться своими мыслями по итогам встреч с представителями нашего педагогического сообщества.
Читать на сайте RG.RU

Главными темами педсоветов, разумеется, были и будут качество учебного процесса и забота об учениках. Но на фоне экономических трудностей речь не раз заходила и о нынешних проблемах самих педагогов.

Ситуация на местах, конечно, разная. Однако "разность" эта проистекает не только из-за денег, но и условий работы в конкретной местности, уровня обеспеченности там жильем и другими социальными услугами. Очень многое зависит и от образовательной политики на местах.

Педагоги - одна из самых образованных или, как говорят, "продвинутых" категорий работников. И вряд ли они ждут от меня панегирика - всем понятно, что эта профессия чрезвычайно важна. Да и сами они народ выдержанный, терпеливый. Но когда там, где они живут и работают, проблемы нарастают, как снежный ком, делать хорошо столь ответственную работу становится крайне трудно. Родители тоже обеспокоены за будущее своего ребенка, доверяя его тому, кто занят сутки напролет и не успевает даже толком выспаться. Идти в класс усталым или в плохом настроении - это заранее обречь и себя, и учебный процесс на провал. Хотя, даже жалуясь на нехватку времени, большинство учителей переживают о другом - как в таких условиях до конца исполнить свой долг и с душой заниматься своей главной работой (включая внеклассные часы); как найти время для живого общения с детьми, дающего радость общих открытий.

Дмитрий Медведев обозначил график повышения зарплат преподавателям вузов

Сразу скажу: свои проблемы есть во всех отраслях, в том числе финансируемых из бюджета. И одним перераспределением средств здесь ничего не решить. Внимания к себе справедливо требуют и работники культуры, и люди науки, и врачи. Все их аргументы вновь прозвучат уже нынешней осенью и будут учитываться при составлении трехлетнего бюджета.

Как председатель Государственной Думы отмечу: потребности социальной сферы были и остаются в числе наших приоритетов. По этим вопросам депутаты всегда вносят свои поправки к бюджету, ведут наиболее острые дискуссии с минфином и профильными ведомствами. И в самом депутатском корпусе достаточно специалистов с педагогическим и научным стажем, чтобы оценить обоснованность расчетов правительства, настаивая на необходимости своих предложений.

Один из аргументов, считаю, в том, что затраты на обучение не только школьников, но и самих педагогов вовсе не безвозвратны. Материальное стимулирование учителей - это, если угодно, разновидность государственных инвестиций в будущее всей страны. От их общего объема и справедливого распределения прямо зависит, кто остается в профессии и кто придет в нее вновь, выбрав для себя педагогические вузы. Вкладывая в это деньги, государство укрепляет кадровый потенциал, и не только в сферах образования и науки, но и в реальном производстве. То есть даже с экономической точки зрения такие затраты в конечном итоге окупятся. Причем вернутся, что называется, с процентами, не говоря уже о стратегической и моральной стороне дела.

Хотел бы остановиться еще на одном, как мне кажется, важном факторе. И это, как ни странно, человеческий фактор. Речь пойдет о тех, кто работает сегодня в органах управления образованием во всех звеньях вплоть до директора школы. К примеру, все знают, сколько копий сломано вокруг забюрократизированной отчетности учителей, многие из которых сетуют, что она лишь разрастается "по дороге" с федерального уровня на местный.

Да, министерство образования и науки постоянно борется с этой бедой, но надо такую работу жестче контролировать и внутри системы, и извне. Следить за тем, верно ли конкретный чиновник понимает главную цель работы учителя. Ведь загруженность школьных педагогов второстепенными обязанностями немало влияет на то, остается ли у них шанс заниматься с детьми по-настоящему, воспитывать у них не только творческие наклонности и художественный вкус, но и гражданственность наконец. Нельзя допускать, чтобы бюрократизм и гонка за показателями мешали воспитательному процессу.

Андрей Бокарев рассказал, зачем нужны уроки финансовой грамотности

Воспитанием уже по самой природе этой профессии занимается каждый учитель независимо от того, как обозначена эта функция в ведомственных планах. Его труд - это истинное призвание, готовность к которому определяется не одним лишь дипломом, а искренним желанием и умением работать с теми, кто только формируется как личность. Уже поэтому труд учителя должен быть особо поощряем в обществе, которое заботится о своем будущем. Тем более что в юном возрасте фигура учителя вообще воспринимается по-особому: в нем видят не только педагога, но и просто взрослого человека, дающего образец житейского поведения и способного ответить на любой вопрос, даже выходящий за рамки "предмета".

Напомню, что Российской Конституцией гарантирована свобода педагогической деятельности. И попытки лишить учителя времени на выполнение его главного дела не что иное как посягательство на эту свободу. Надо делать все, чтобы в современной России не только высоко оплачивался учительский труд, но и каждому на этом поприще давался достаточный простор для творчества и самообразования. Чтобы административное рвение не убивало ни само желание вести внеклассную работу, ни личное свободное время педагогов.

Ольга Васильева: Учитель - это не специальность, это служение

Все политические силы согласны со стратегической ролью науки и образования, ведь именно здесь рождаются и наши самые крупные будущие успехи. Не только в культуре (в ее широком смысле), но и в экономике от инноваций во всех отраслях до эффективного импортозамещения. И в укреплении национальной обороны тоже. А значит, нужно инвестировать сюда постоянно...

Даже при дефиците бюджета нельзя допускать механического сокращения. Ради будущего страны и в благодарность тем, кто остался верен своему призванию в тяжелые времена, надо всегда думать о том, как сберечь высокопрофессиональное ядро учительского корпуса и искать такие формы поддержки и развития образования, которые будут эффективны в любых экономических условиях. Смогут гарантировать этой системе стабильность, а всем ее работникам уверенность в завтрашнем дне.

Эти задачи поставлены в майских указах президента, они находятся в центре внимания правительства и недавно созданного Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Над ними продолжат работу депутаты Госдумы, в том числе в рамках бюджетного цикла. Уверен, именно эти темы начнут поднимать уже на самых первых своих заседаниях депутаты нового, седьмого созыва.

Образование Госдума