Естественное снижение добычи на традиционных месторождениях ускоряет динамику освоения ресурсной базы Арктической зоны и континентального шельфа. По оценкам специалистов, к 2050 году арктический шельф может обеспечить от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи. На сегодня, по данным минприроды, разведанные запасы за Полярным кругом составляют 1,69 миллиарда тонн нефти и 13,19 триллиона кубов газа. В целом же ресурсы шельфа оцениваются более чем в 130 миллиардов тонн условного топлива (т.у.т.).
Кроме того, шансы на успех сохраняет обновленная заявка России на расширение континентального шельфа в Арктике, внесенная в августе на рассмотрение подкомиссии ООН. Наша страна дополнительно сможет получить еще 5 миллиардов т.у.т. на сумму около 2 триллионов долларов. Впрочем, как признают в минприроды, рассмотрение заявки может длиться до 5 лет.
Из расположенных в Арктике 60 крупных месторождений 43 находятся в российском секторе. Уже сегодня шельф активно осваивается отечественными компаниями. Так, в начале августа "Газпром нефть шельф" ввела в эксплуатацию на Приразломном месторождении третью и четвертую добывающие, а также вторую и третью нагнетательные скважины, что позволило повысить суточный объем добычи нефти на морской ледостойкой стационарной платформе.
Последняя была создана специально для разработки этого месторождения, расположенного на шельфе Печорского моря, и позволяет выполнять практически все операции, включая бурение, добычу, хранение, подготовку и отгрузку продукции.
Всего же освоение этого месторождения предусматривает ввод в эксплуатацию 32 скважин. Как напомнил замгендиректора по развитию шельфовых проектов "Газпром нефти" Андрей Патрушев: "Проект "Приразломное" был запущен два года назад, сейчас там идет активное эксплуатационное бурение. В прошлом году мы добыли более 800 тысяч тонн на шельфе Арктики". В этом году компания планирует добыть более 2 миллионов тонн, что бы выйти на планку в 5 миллионов к началу 2020-х годов и устойчиво закрепиться на этом уровне.
"Приразломное" - пока единственное месторождение на российском шельфе, где ведется нефтедобыча, однако портфель шельфовых активов "Газпром нефти" включает проекты геологоразведки на Долгинском месторождении, Северо-Западном, Хейсовском и Северо-Врангелевском лицензионных участках. С начала года масштабные геологоразведочные работы на Альбановском и Восточно-Прибрежном лицензионных участках в Баренцевом и Охотском морях проводят и специалисты "Роснефти". Перспективные направления для геологоразведочных работ на шельфе Арктики изучают и отечественные научно-исследовательские объединения. Так, мурманское предприятие "Арктические Морские Инженерно-Геологические экспедиции" завершило отчет, где обобщены геологические данные по перспективным участкам российского арктического шельфа. Здесь подготовлен комплексный обзор структуры, свойств донных грунтов, опасных инженерно-геологических процессов и явлений для дальнейших поисков и добычи нефти на территории Усть-Ленского, Устъ-Оленекского, Анисинско-Новосибирского, Северо-Врангелевских-l,2, Южно-Чукотского и Северо-Карского участков по материалам ранее выполненных изысканий и исследований. Документ готовился по заказу Арктического Научно-проектного центра шельфовых разработок. Для его составления было проанализировано более 60 технических и научных отчетов, более 150 научных статей. Обобщены данные геологических карт масштаба 1:1000 000 по всему Восточно-арктическому шельфу РФ. Площади подготовленных карт инженерно-геологического районирования практически полностью закрывают акватории Чукотского моря и моря Лаптевых и половину Карского.
Новые разработки для деятельности в северных морях с тяжелыми ледовыми условиями готовы предложить и в Фонде перспективных исследований, который работает в тесном взаимодействии с ЦКБ МТ "Рубин". Здесь разработан проект подводного энергетического комплекса "Айсберг" с ядерным реактором, который может быть использован на шельфе Арктики. Он позволяет производить автономное подводное и подледное освоение сырьевых месторождений. По словам руководителя проектной группы ФПИ Виктора Литвиненко, создание пилотных образцов автономных комплексов ведется совместно с минэкономразвития - ведомство подключило проект к госпрограмме "Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года". Сегодня минэк предлагает новый территориально-кластерный подход для сложных и масштабных проектов, где необходимы значительные ресурсы. Он состоит в обозначении опорных зон, где возможна концентрация стратегически значимого инфраструктурного, промышленного, транспортного потенциала.
Одной из таких реперных точек может стать Мурманская область. По словам ее губернатора Марины Ковтун, здесь начинают разворачиваться проекты по развитию сервисного обслуживания морских платформ и других объектов добычи на шельфе. В частности, компания НОВАТЭК в рамках проекта "Арктик-СПГ-2" приступила к реализации инвестпроекта по созданию центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в селе Белокаменка на западной стороне Кольского залива. "Создание верфи по производству уникальных для России высокотехнологичных морских сооружений будет способствовать формированию на ее базе центра локализации, импортозамещения в области судостроения и судоремонта", - подчеркнула она. С учетом масштабности инвестиций, а заявлено более 25 миллиардов рублей, и созданием 3000 высокотехнологичных рабочих мест проекту присвоен статус "стратегический инвестиционный проект Мурманской области", предусматривающий для инвестора ряд с льгот по налогообложению.
Планируют наращивать в регионе присутствие другие крупные нефтегазовые компании, такие как "Роснефть" и "Газпром". Еще одним опорным пунктом России в Арктике, по мнению члена Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Виктор Павленко, может стать Архангельск. "Архангельск - это ключ к Северному морскому пути, город, который способен привлекать серьезные инвестиции", - считает он. Таким образом, комплексная реализация инвестпроектов, в том числе на основе государственно-частного партнерства, предусматривает развитие транспортной и промышленной инфраструктуры, а также социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры. А предоставление мер господдержки для работающих в ключевых регионах компаний позволит создать необходимые условия для освоения ресурсной базы Арктической зоны и Российского континентального шельфа.