По данным минимущества Челябинской области, из 23 областных государственных унитарных предприятий (ОГУП), осуществляющих хозяйственно-финансовую деятельность в регионе, с прибылью работают только 15. Предполагается, что переход к работе по 44-ФЗ поможет выявить излишние траты и научит руководителей госпредприятий экономить. Однако некоторые из директоров опасаются, что вместо роста доходов в следующем году получат прямой убыток, поэтому стремятся успеть большую часть конкурсов провести по 223-ФЗ.
- Стараемся по максимуму делать закупки сейчас, чтобы хоть как-то избежать сложностей с переходом на 44-ФЗ, который для нас смерти подобен, - говорит гендиректор ГУП "Продовольственная корпорация Челябинской области" Ирина Новикова. - Дело в том, что закон о контрактной системе предусматривает определенные ограничения в пользу приобретения отечественной продукции, но далеко не всегда есть достойная замена импортным товарам.
По ее словам, замена импортных гербицидов на отечественные аналоги чревата сокращением урожая почти в два раза, так как пока доморощенные производители средств защиты растений не способны поставить на рынок сопоставимые по эффективности препараты. В данном случае переход на российский продукт рискует обернуться для корпорации чистым убытком. Схожая ситуация с закупкой запчастей для импортной сельхозтехники: отечественные шестеренки не выдерживают на заморских "джон дирах" и одного сезона. Не редкость, когда запатентованные детали зарубежных комбайнов и тракторов просто не производят в России.
Предвидя сложности в работе по 44-ФЗ, предприятие заранее начало подготовку: внесены изменения в штатное расписание, добавлена ставка сотрудника, который будет курировать закупочную деятельность. В корпорации не исключают, что с нового года бумажной работы прибавится.
До конца года на всех государственных и муниципальных предприятиях должны быть созданы контрактные службы, пройдена регистрация в единой информационной системе. Финансовые планы на следующий год сверстаны таким образом, чтобы работа по 44-ФЗ осуществлялась без заминок и сбоев.
На большинстве предприятий подготовительная работа стартовала за полгода. С ней легче оказалось справиться тем, у кого уже есть опыт работы по контрактной системе. К примеру, пансионат "Карагайский бор" (ГУП Челябинской области) давно проводит торги на электронных площадках по 44-ФЗ - в качестве продавца путевок. Собственные закупки пока ведутся по 223-му закону. Директор пансионата Андрей Старков считает, что принципиальных сложностей в работе предприятия после перехода на новую систему торгов не возникнет, хотя не исключает при этом потерю мобильности в первые месяцы.
- Нужно время, чтобы привыкнуть к новым правилам игры: 223-ФЗ тоже со скрипом начинал работать, но сейчас процесс отлажен на всех предприятиях, - говорит он. - Со временем научились даже экономить, например, при закупе постельного белья в этом году удалось в два раза снизить цену: конкуренция среди поставщиков очень высокая, сегодня средний и малый бизнес активно соревнуется за то, чтобы поставлять продукцию госпредприятиям.
Дополнительные расходы на подготовку к переходу на контрактную систему на предприятии надеются отыграть на аукционах в следующем году.
В ОГУП "Южноуральский центр дорожных испытаний и исследований" подготовительную работу только планируют: нет еще даже штатной единицы, которая займется закупками.
А вот в транспортных МУПах Челябинска, которые находятся в непростом финансовом положении, речи о создании контрактных служб вообще не идет. Как сообщила "РГ" пресс-секретарь городского управления транспорта Валентина Богомазова, такая служба появится на базе управления и будет вести закупочную деятельность всех муниципальных транспортных компаний.
- Пока говорить об экономии средств при переходе на контрактную систему слишком рано, выводы можно будет сделать позже, но необходимо учитывать специфику транспортной отрасли: закупка тех же автобусов зачастую возможна только у единственного поставщика, поэтому сложно в этой ситуации говорить о создании и развитии конкурентной среды, - отметила Валентина Богомазова.
В Челябинском УФАС России считают по-другому. Специалисты управления с начала года намерены ужесточить контроль в сфере закупок ОГУПов и МУПов, которые сегодня, по оценке антимонопольщиков, осуществляются весьма фривольно: на уровне предприятий созданы особые внутренние положения, требования к участникам торгов в них прописаны, как заблагорассудится. В некоторых документах зафиксированы пограничные суммы, с которых стартует проведение конкурсных процедур - например, 20 или 25 миллионов рублей, а вовсе не 100 тысяч, как предусматривает закон о контрактной системе. В результате госпредприятия большую часть закупок осуществляют без проведения торгов, что ставит крест на развитии конкуренции в регионе и на участии в тендерах малого бизнеса, крайне заинтересованного в сотрудничестве с госкомпаниями, ведь заключение государственного или муниципального контракта - это возможность получить гарантированное вознаграждение за товары или услуги.
- Раньше ОГУПы и МУПы могли устанавливать любые требования к участникам торгов, к примеру, прописать наличие высшего образования конкретного вуза у руководителя компании-поставщика. С 2017 года у них не будет таких полномочий, - пояснила заместитель руководителя Челябинского УФАС России Наталья Сапрыкина. - Поэтому у директоров многих предприятий переход на контрактную систему вызвал шок, однако больше "замылить" конкурентную процедуру у них не получится.
Представитель УФАС ожидает с января рост количества торгов, проводимых такими предприятиями, так как ранее лоты были несоразмерно крупными, что тоже закладывалось внутренними положениями. На Южном Урале известен случай, когда в документах одного из МУПов прописали, что при отмене торгов антимонопольной службой позволяется заключать контракт с поставщиком без проведения конкурсных процедур.
- Такой практики больше не будет. Мы усилим контроль над проведением закупочной деятельности государственными унитарными и муниципальными предприятиями, - заверила представитель УФАС.
Александр Гусейнов, и.о. начальника главного контрольного управления (ГКУ) Челябинской области:
- Мы ежеквартально проводим мониторинг финансово-хозяйственной деятельности ГУПов для повышения эффективности использования имущества, находящегося в собственности области. Среди основных недостатков, выявляемых в деятельности ОГУПов, - отсутствие конкурентных процедур при ведении закупочной деятельности.