Все три направления могут быть отрегулированы на уровне федеральных и региональных властей, поэтому бизнес продолжает нуждаться в государственной поддержке. Именно к такому выводу можно прийти по результатам Второго Российского форума малого и среднего предпринимательства, который состоялся на полях Петербургского международного экономического форума.
Несомненно, ключевой темой форума малого и среднего предпринимательства должно было стать обсуждение Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года, которую председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал в начале июня. Однако о содержании документа в целом участники форума говорили мало, сосредоточившись скорее не на стратегических, а на тактических задачах. К примеру, обсудили ситуацию, связанную с доступом к государственным закупкам. По данным "ОПОРЫ России", в настоящее время уже 40 процентов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, то есть для нужд органов власти и госкорпораций, составляют контракты малого и среднего бизнеса, их общий объем достигает 28 миллиардов рублей. Имеется также значительный потенциал для роста, однако определенные сложности представляет доступ к информации о закупках.
Решить проблему планируется с помощью электронного реестра поставщиков малого и среднего бизнеса, который начнет действовать с первого августа 2016 года. Разместив там информацию о себе и указав виды продукции (по ОКВЭД), предприниматели смогут получать специальные предложения для участия в торгах и конкурсах. При этом стоит отметить, что 70 процентов закупок у малого и среднего бизнеса делают пять крупных госкорпораций, которые часто требуют сертификации потребляемой продукции. Это необходимо, считает генеральный директор АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" Александр Браверман, но может быть сделано наименее болезненно.
- Поставка часто представляет собой не конечный продукт, а комплектующие, - пояснил эксперт, - и необходимо, чтобы собранный воедино механизм работал. Однако для корпораций сертификация не должна становиться профильным бизнесом, а цена должна быть доступной для бизнеса.
Несмотря на меры, предпринятые за последнее время, Россия пока не может похвастаться комфортными условиями для ведения бизнеса, особенно в секторе малого и среднего предпринимательства. По данным исследования, проведенного Экспертным центром при уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Москва занимает 15 место в рейтинге из 20 мегаполисов мира, в которых оценивали целый ряд показателей. По мнению руководителя центра Анастасии Алехнович, последние изменения в законодательстве - двухлетние налоговые и трехлетние надзорные каникулы - могут улучшить ситуацию. А дальнейший потенциал кроется в кодификации неналоговых платежей, снижении социальных взносов для малого и среднего предпринимательства, введении вариативности уплаты НДС для предприятий с упрощенной системой налогообложения. И будущее, считает Алехнович, за компаниями малого и среднего бизнеса. "В результате эволюции гигантских животных заменили более мелкие, поскольку они лучше адаптировались к меняющимся условиям, - напомнила она. - Мы верим в малый бизнес".
В 76 крупных городах России в скором времени заработает бизнес-навигатор для малого и среднего предпринимательства, позволяющий оценить на интерактивной карте, какое дело лучше начинать в том или ином районе, исходя из потока клиентов, конкуренции, стоимости аренды, присоединения к сетям, иных значимых условий. Возможно, он будет полезен и компаниям, которые готовы прийти в сектор внутреннего туризма. Эксперты форума отметили, что с учетом экономических и геополитических реалий в инфраструктуре российских городов и курортов обозначилось поистине огромное поле для деятельности малых и средних предприятий.