В них примут участие как выпускники вуза разных лет, ставшие уже известными музыкантами, нынешние студенты и коллективы консерватории, так и будущие студенты - ученики Центральной музыкальной школы и Академического музыкального училища при Московской консерватории. 20-24 сентября состоится международная конференция "Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем".
А как было в 1866 году? С чего все начиналось?
О зданиях
Первым зданием консерватории стал дом баронессы Черкасовой на Воздвиженке (здание разрушено в 1941 году при бомбандировке). На Большую Никитскую консерватория переехала в 1871, арендовав дом Дашковой, а в 1878 году выкупила его за 185 тысяч рублей.
О Николае Рубинштейне
Основателем Московской консерватории и ее первым директором стал Николай Григорьевич Рубинштейн - пианист, дирижер, крупнейший музыкально-общественный деятель своего времени. Младший брат Антона Рубинштейна, выдающегося пианиста и композитора, основателя первой русской консерватории в Санкт-Петербурге. Исторически несправедливо личность Николая Григорьевича находилась в тени славы его брата.
С 1872 года консерваторской традицией стало отмечать "Николин день" - день его именин 6 декабря. Это было "музыкальное приношение" или ученический спектакль, которые готовились втайне от виновника торжества. В 1872 году приношением стало специально написанное к этому дню сочинение П.И. Чайковского - "Серенада к именинам Н. Г. Рубинштейна".
Открытие
О том, как открывалась консерватория 150 лет назад вспоминал очевидец тех событий, профессор Московской консерватории, известный музыкальный критик Николай Дмитриевич Кашкин: "Приемные экзамены начались в августе, самое же торжество открытия консерватории происходило 1 сентября 1866 г. Началось оно по обычаю молебствием, совершенным преосвященным Игнатием, епископом Можайским. В 4 часа в здании консерватории происходил обед, на который были приглашены профессора и преподаватели консерватории, а также некоторые лица, особенно сочувствовавшие успехам музыкального дела в России. Обед прошел очень оживленно; предлагались тосты, говорились речи.
Первым говорил один из членов дирекции Музыкального общества П. Н. Ланин, после него князь Н. П. Трубецкой, Н. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, В. А. Кологривов, князь В. Ф. Одоевский и Ф. Лауб. По окончании обеда присутствовавшие на нем не расходились, у многих явилось желание ознаменовать музыкой открытие высшего музыкального училища, и почин в этом отношении сделал П. И. Чайковский, сыгравший на фортепиано увертюру "Руслана и Людмилы" Глинки, для того, чтобы во вновь открытой консерватории первыми звуками было бы произведение гениального родоначальника русской школы. После того, по просьбе всех присутствовавших, Н. Г. Рубинштейн сыграл с г. Коссманом сонату Бетховена A-dur для фортепиано с виолончелью… Затем гг. Венявский, Лауб и Коссман сыграли еще трио D-dur Бетховена ор. 70. Так совершилось артистическое посвящение нового учреждения и нужно сказать, что лучшего трудно было придумать".
Особенности обучения
У Н.Г. Рубинштейна был свой особый путь как на исполнительском поприще, так и в его видении того, каким должно быть профессиональное музыкальное образование. Ведь он сам в свое время в течение года изучив курс гимназии, в 1851 поступил на юридический факультет Московского университета. По собственному признанию, был обязан университету "всем своим умственным развитием". В итоге одним из достижений образования в Московской консерватории было наличие в ней так называемых научных классов. В этом сказалось стремление Н.Г. Рубинштейна и его коллег воспитывать не ограниченных, узких специалистов, а образованных людей. Поэтому к преподаванию научных предметов привлекались крупнейшие специалисты в своих областях - профессора Московского университета.
Изначально консерваторский курс продолжался шесть лет, а в 1879 году был увеличен до девяти. До 1917 года обучение было платным.
"Наше все"
Московская консерватория с первых дней своего существования неразрывно связана с именем Петра Ильича Чайковского. Его, только что окончившего Петербургскую консерваторию, Н.Г. Рубинштейн приглашает преподавать во втором в России музыкальном профессиональном учебном заведении.
Московская консерватория в жизни и творчестве Чайковского - это не только 12 лет его творческого пути. Это особая линия судьбы композитора. Здесь он становится автором "Лебединого озера” и четырех симфоний, создает шедевры, практически, во всех музыкальных жанрах. Опера "Евгений Онегин", написанная специально для учеников консерватории и впервые ими исполненная под управлением Н. Г. Рубинштейна, по сей день остается самой исполняемой в мире русской оперой.
В сентябре 1893 года в стенах Московской консерватории Чайковский впервые слышит свою Шестую Патетическую симфонию - проверка оркестровых партий перед отъездом на ее премьеру в Петербург на концерт, ставший последним.
Через восемь лет после смерти композитора в 1901 году открывается Большой зал Московской консерватории, где портрет Чайковского занимает одно из почетных мест. В 1940 году в честь его 100-летия консерватории присваивается имя Чайковского, в 1954 перед фасадом появляется знаменитый памятник работы В.И. Мухиной, а в 1958 году Московская консерватория принимает Первый международный конкурс имени Чайковского.
Так, Чайковский, приехавший на постоянное жительство в Москву в 1866 году, будучи автором лишь несколько сочинений, в чужой шубе, не имея практически ничего за душой, становится на века символом Московской Консерватории и музыкальной Москвы.