Экономия в цене
Законодательство в сфере госзакупок значительно ужесточилось. Появились антикоррупционные нормы, чтобы не возникал соблазн нажиться за бюджетный счет. Новшества не всегда приходились по душе госслужащим и предпринимателям. Однако они привыкли работать в новых условиях и теперь находят и минусы, и плюсы. Например, власти Орла считают, что сфера стала более прозрачной и конкурентной. По словам главы управления муниципальных закупок Татьяны Дерябкиной, используется четыре конкурентных способа. Неконкурентными считаются только закупки у единственного поставщика. Наиболее выгодным оказался запрос котировок. Победителем признают того, кто предложит наименьшую цену.
На запросах котировок казна уже сэкономила 24,25 процента запланированных средств, или 4,7 миллиона рублей. Могло бы быть и больше, но этот способ применяют лишь при закупках не более чем на 500 тысяч. А в целом казна сберегла 59,6 миллиона. Экономия распределилась так: запрос предложений - 12,7 процента, электронный аукцион - 9,85, открытый аукцион - 0,75. Средняя экономия по всем способам составила 5,6 процента. При этом по уровню конкуренции запрос котировок обошли электронные аукционы.
- Средний показатель конкуренции определяется количеством участников закупки на одну процедуру, - объяснила Татьяна Дерябкина. - В Орле он составляет 4,83 пункта, в среднем по России - 2,99. Наиболее обеспечивающим конкуренцию является электронный аукцион.
В Орле на долю аукционов приходится 93 процента отобранных поставщиков. Второе место у запросов котировок (шесть процентов), далее - открытые конкурсы (0,6) и запросы предложений (0,4). Последний способ применяют в основном после несостоявшихся открытых конкурсов и аукционов.
- Особое внимание уделяется размещению заказов у малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, - сообщила Татьяна Дерябкина. - С ними заключено 992 контракта на 70,6 миллиона рублей.
Закон обязывает размещать часть заказа у малого бизнеса. Эту нишу занимают ИП, снабжающие, например, питанием и канцтоварами школы, детсады, больницы и соцучреждения. Крупные фирмы участвуют в тендерах на строительство и ремонт многоквартирных домов и автомобильных дорог.
Бизнесу виднее
По словам регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей Евгения Лыкина, начинающие участники торгов долго разбираются в нюансах. На рынке появились брошюры с советами о том, как участвовать в госзакупках, чтобы получить заказ. Большей частью они приносят не пользу, а вред. К тому же законы меняются, и брошюры за поправками не поспевают. Поэтому специалисты советуют сделать "настольной книгой бизнеса" первоисточник - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В нем указано, что представляет собой каждый вид закупок и как с ними работать. Сведения можно почерпнуть и на профильном портале, который является Единой информационной системой.
- Большой проблемой стало неисполнение государственными и муниципальными заказчиками условий выполненных контрактов, - говорит Евгений Лыкин. - Из-за отсутствия средств в бюджетах нарушаются сроки оплаты уже поставленных товаров или выполненных работ.
От этого страдают и крупные поставщики, и представители малого бизнеса. Им предлагают подождать, пока в казне появятся деньги, либо идти в суд. Второй способ надежнее, поскольку решение суда надо исполнять. Если оно будет у предпринимателя на руках, чиновнику придется искать деньги на оплату контракта. Иначе заведут дело за неисполнение судебного акта. Без суда же деньги можно ожидать годами.
Бывает, что чиновники намеренно не оплачивают контракты и вымогают "откаты". Так, в феврале в Орле задержали замруководителя казенного учреждения "Орелгосзаказчик". По версии следствия, он требовал у фирмы 500 тысяч рублей "за оказание содействия в оплате исполненного контракта на строительство водопроводных сетей". Его арестовали при получении части "отката" - 155 тысяч рублей. Расследование продолжается.
Жалуется бизнес и на некомпетентность заказчиков. По мнению главы макроэкономической компании Алексея Ларина, далеко не все представители госучреждений изучают рынок и специфику продукции. Из-за этого условия конкурсов больше подходят посредникам, а не прямым поставщикам, которые могли бы предложить товар по меньшей стоимости.
- При формировании закупки зачастую не учитываются возможности производителей, - считает Алексей Ларин. - Прямого доступа к госзаказам у них почти нет. Поэтому на сайтах госзакупок много посредников, имеющих штат обученного персонала, начиная от менеджеров и заканчивая юристами по сопровождению контракта.
Сами они ничего не производят. Выиграв конкурс, обращаются к производителям и зарабатывают на разнице цен. Их "маржа" нередко превышает прибыль прямого поставщика. А бюджет тратит лишние деньги. Некомпетентность проявляется и в расчете стоимости заказа, что рождает различные "серые схемы".
К числу других проблем бизнес относит отсутствие начального капитала, сложность получения банковской гарантии, без которой контракт не дадут, конкуренцию с недобросовестными поставщиками, а также коррупцию. Речь не только о взятках и "откатах". Условия тендера иногда прописывают так, что получить контракт может единственная фирма. Кто поручится за то, что чиновник не договорился с ее директором?
Готовы на все
Главными надзорными ведомствами в сфере госзаказа считаются антимонопольная служба и прокуратура. Их помощниками стали контрольно-счетные палаты. В Орловской области с текущего года на КСП возложена функция по проверке эффективности госзакупок. Материалы проверок они передают в надзорные органы, а те - в СК и полицию, если нарушения отдают криминалом.
Давно уже не редкость приостановка торгов по жалобам участников, чьи заявки были отклонены. И это тоже проблема. При поступлении заявления антимонопольная служба обязана возбудить дело и приостановить торги. В ведомстве создают комиссию, которая выслушивает стороны. Большинство жалоб признают необоснованными - видимо, отвергнутыми претендентами чаще всего движет обида.
В итоге затягиваются сроки поставки. Нередко это испытывают на себе больницы, которым приходится дольше запланированного ждать заказанные препараты. Нарушений со стороны заказчиков тоже немало. Если УФАС принимает решение не в их пользу, они обжалуют его в суде. Так, на днях арбитраж рассмотрел жалобу ГУП "Медтехника". Предприятие объявило конкурс на право техобслуживания медицинских приборов. Обязательным условием было наличие лицензии на использование источников ионизирующего излучения. Одного из претендентов не допустили к торгам. Контракт получила другая фирма. Затем антимонопольная служба сочла это условие неправомерным и аннулировала результаты торгов. ГУП обжаловало решение в суде и проиграло в двух инстанциях. Все бы ничего, но, пока идут разбирательства, техника стоит без обслуживания.
Наиболее резонансным стало уголовное дело в отношении директора строительной компании. Прошлой весной в Орле взорвался склад пиротехники, пострадали десятки домов. Власти выделили деньги на их восстановление. Тендер выиграла небольшая фирма. Она отчиталась перед мэрией о выполнении ремонта и получила деньги. А затем в прокуратуру пришли жители и рассказали, что дома они отремонтировали за свой счет. Оказалось, директор фирмы обманул их и получил казенные деньги, ничего не сделав. Суд признал его мошенником и наказал штрафом. Чиновнику, поверившему "фирмачу" на слово, объявили выговор. Этот случай - яркое подтверждение того, что некомпетентность и злоупотребления в этой сфере еще случаются.
В первом полугодии 2016 года муниципальными заказчиками Орла было заключено контрактов на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд на сумму 1 001 387 657 рублей, в том числе: по результатам проведения открытых конкурсов - на 534 708 300 рублей; по результатам проведения запросов котировок - на 14 747 585 рублей; по результатам проведения запросов предложений - на 39 940 186 рублей; по результатам проведения электронных аукционов - на 411 991 586 рублей.