Эту новую обязанность бизнеса пропишут в обновленной федеральной целевой программе (ФЦП) по развитию водохозяйственного комплекса России до 2030 года. Она продолжит аналогичный документ до 2020 года с учетом новых проблем и изменений Водной стратегии.
Укрепляем берега
Развитие прибрежных морских территорий - это новое направление, которое появится в программе, рассказал "Российской газете" директор департамента госполитики и регулирования в области водных ресурсов и гидрометеорологии Минприроды России Дмитрий Кириллов.
Защите озер, рек уделяют много внимания, а морские побережья в основном остаются за скобками. Но у них тоже разрушаются и загрязняются берега. Поэтому в новой ФЦП предлагают заложить принцип: если территория подлежит новому освоению, то в работу по ее защите от негативного воздействия должен вовлекаться бизнес.
"Но речь не идет о том, что прибрежные территории будут отдавать под строительство", - уточнил Кириллов. Как и о том, что бизнес получит их, укрепит берега, наведет порядок и устроит там платный пляж. Речь идет о крупных строительных проектах. А прибрежные территории, которые исторически сложились, по-прежнему останутся под защитой государства.
Вам штраф - 10 миллиардов
В обновленной программе обязательно сохранится механизм субсидирования процентной ставки по кредитам для предприятий, использующих наилучшие доступные технологии, модернизирующих очистные сооружения, уменьшающих объемы потребления воды.
Он появился три года назад, за это время, несмотря на кризис, в городах реализуются 55 инвестпроектов по обновлению очистных сооружений на сумму 110 миллиардов рублей. Благодаря чему в водоемы будет попадать на 200 тысяч тонн загрязняющих веществ в год меньше.
"Это неплохой результат, - считает Дмитрий Кириллов. - И в перспективе число таких проектов будет расти". В некоторых местах страны антропогенная нагрузка на природу очень высока, и, к сожалению, это носит системный характер еще со времен середины ХХ века, лозунги этого времени гласили: "Брать от природы все". Сегодня, если у бизнеса появляются "лишние" деньги, он стремится их вложить в оборот, а не природоохранные мероприятия, не приносящие добавленной стоимости. Но сейчас в стране создаются такие условия, что выгоднее вкладывать их в очистные сооружения, чем потом платить за ущерб, нанесенный водным объектам.
"У нас уже есть случаи, когда Росприроднадзор, прокуратура выявляли такие нарушения, и суд определял размер ущерба в миллиард, десять миллиардов рублей", - говорит Кириллов.
Столкнувшись с этим однажды, предприниматель очень быстро разрабатывает планы снижения своего негативного воздействия на окружающую среду. При этом наличие на предприятии программы по модернизации очистных сооружений является для суда "смягчающим обстоятельством", существенно уменьшающим для нарушителя сумму наказания.
"Если мы говорим про водоканалы, которые по закону обязаны чистить все свои стоки, то ранее природоохранные затраты не учитывались тарифной комиссией. Сейчас с выходом закона о водоснабжении и водоотведении, созданием подзаконной базы в инвестпрограммы стали включаться затраты, в том числе на модернизацию очистных сооружений. А значит, эти расходы, за исключением сумм, которые в рамках ФЦП субсидирует государство, включаются в тарифы", - продолжает Дмитрий Кириллов.
В перспективе этот инструмент может быть усовершенствован. Если сейчас на получение субсидии могут рассчитывать все, кто предоставит необходимую документацию, то в будущем распределение средств будет сделано по принципу конкуренции: выбирать и поддерживать будут тех, кто внедряет лучшую технологию и достигает самого большого сокращения загрязнений.
Сели на мели
Несмотря на то что Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по запасам воды, здесь тоже есть регионы, где вода в дефиците. Первое место в их списке занимает Калмыкия, где водопотребление на одного сельского жителя вчетверо ниже, чем в среднем по России.
Есть проблемы на Дону и Нижней Волге, далее можно перечислить почти все регионы центральной России, где живет и трудится 90 процентов населения, а водных ресурсов сконцентрировано восемь процентов от общего запаса в стране.
Для Калмыкии планируется обеспечить соблюдение норматива 160 литров на человека в день. На сегодняшний день Минприроды России предложено сократить количество потерь воды - обновить систему транспортировки, затем разведка подземных запасов воды и пересмотр хозяйственной деятельности региона - исключение водозатратных направлений.
На Дону планируется строительство Багаевского гидроузла, который позволит сэкономить порядка 3,5-4,5 кубокилометра воды Цимлянского водохранилища и почти вдвое уменьшить расход воды на обеспечение необходимого уровня реки для прохода судов в сезон навигации.
Сергей Донской, министр природных ресурсов:
- Водные ресурсы России - это огромный капитал, которым надо умело управлять. И от этого зависит благополучие не только нашей страны.
От того, насколько эффективно мы будем сохранять нашу природу и рационально использовать хозяйственный потенциал ее ресурсов, зависит вектор развития мировой промышленности и экологическое состояние планеты. И государственные инициативы в этой сфере будут учитывать возможности бизнеса и носить стимулирующий характер, а не использоваться в качестве карательного механизма.
При таком подходе регулирование не будет восприниматься компаниями как дополнительное бремя, а наоборот, откроет им дополнительные возможности для успешного развития. Также необходимо изменить отношение наших граждан к своим же природным богатствам.
Не надо грязи!
Благодаря Водной стратегии-2030 будет усилен контроль и учет всех процессов, связанных с водопользованием.
Это забор воды, ее транспортировка, подача, сброс. Например, в результате сельскохозяйственной деятельности сточные воды с полей, попадающие в водоемы, содержат всю таблицу Менделеева из-за удобрений и химикатов. И качество сточных вод - проблема, которой уделено особое внимание.
Будут модифицированы правила субсидирования проектов, направленных на переоснащение очистных сооружений - упор сделан на внедрение наилучших доступных технологий. Не останутся без внимания и естественные природные процессы, которым нужна помощь - реабилитация экосистем, в частности малых рек, потерявших способность к самовосстановлению. Усилят контроль за водоохранными зонами, особенно в рекреационных зонах и зонах застройки.