Не игрушки
Как только в регионах стали развивать въездной туризм, на производство сувениров ориентировали мастеров народных промыслов. Те, в свою очередь, восприняли это как способ для дополнительного заработка. Все предпосылки, казалось бы, есть: уникальность товара, его связь с конкретным регионом, а также высокое качество ручной работы. Но, когда практически все, кто хотел, вышли на рынок, торговля редкими изделиями ручной работы оказалась не такой уж прибыльной.
- Старооскольская глиняная игрушка известна с конца ХVII века, - рассказывает директор местного Дома детского творчества Инна Белых. - Образцы хранятся в музеях, и по их подобию эту игрушку изготавливают и современные мастера. Нам не нужно ничего придумывать для того, чтобы сделать ее известной - она и так узнаваема и четко ассоциируется с нашим городом. Только вот продаем мы ее не по высокой цене - от 150 рублей.
Инна Белых признается: это немногим выше себестоимости. Даже если предположить, что труд мастера и его время ничего не стоят, изготовление обходится в копеечку.
- Глину важно обработать для того, чтобы она стала достаточно пластичной, и этот материал не наберешь в карьере, - подчеркивает она. - Просто вылепить - мало, готовая фигурка идет на обжиг, а это затраты на электроэнергию. И наконец, роспись - это недешевые краски. Прибавьте еще расходы на транспорт.
О том, что такой сувенир не может стоить дешево, говорит и чиновник администрации Суджанского района Курской области Геннадий Маховиков. Суджа традиционно считалась столицей гончарного промысла, и теперь, когда город вошел в туристический маршрут, творчество местных мастеров вызвало особый интерес. Однако, как правило, им больше любуются. Покупают маленькие свистульки в форме знаменитого курского соловья, а вещами авторскими, самобытными - восхищаются. И отходят.
- Петушок или сова побольше стоят до полутора тысяч рублей, - поясняет Маховиков. - Если хотите, вам сделают на заказ - только выбирайте, что нравится, в каталоге и называйте размеры.
Мастера признаются, что им сложно сориентироваться в проблеме спроса. Есть изделия, которые годами ищут своего покупателя. Однако и необходимости создавать доступный и массовый сувенир никто из них не видит.
- Переходить на штамповку нельзя - это однозначно, - подчеркивает Инна Белых. - Каждый мастер вкладывает в изделие свою энергию, настроение и характер. Ведь именно это и должно цениться.
Психология успеха
Народный мастер Белгородской области Светлана Толмачева уверена, что продукт ручной работы все же найдет своего покупателя. Просто не нужно ждать этого слишком скоро.
- Когда мы выезжаем в Москву или на крупный фестиваль, возвращаемся с пустыми руками - продается все, - говорит она. - Более того, иногда я вижу свои тарелки с точечной росписью по баснословным ценам, а на них написано - изделие из бисера. Если их перепродают даже те, кто не знает особенностей этой работы, значит, это востребовано.
Мастера народного творчества подчеркивают: главная их задача - не производить сувениры, а передавать свои знания и умения другим. Однако в Кореневском районе Курской области придумали, как добиться в этом синергии.
Директор местного Дома детского творчества Наталья Долгалева отмечает: традиционной кореневской игрушки никогда не было. Ее решили придумать.
- Все мы знаем, что сувениры должны рассказывать о нашем крае, о быте людей, которые тут живут. И вот мы придумали своих кукол из соленого теста. Материал этот настолько пластичный, что мы можем вылепить даже мелкие элементы народных костюмов наших кукол, которые и стали популярным сувениром, - говорит она.
Директор районного музея Светлана Румянцева решила организовать мастер-классы. Стоит это всего сотню рублей. На вырученные деньги музей покупает материалы, а туристам же остается лишь повторять за преподавателем, создавая свою куклу.
И все же большинство мастеров говорят о производстве сувениров как об увлечении, работе в радость, нежели о бизнесе. Только белгородская кукольница Ирина Шубина считает иначе.
- Цена на мои куклы в два раза превышает себестоимость, - откровенно говорит она. - Два года и я работала практически в убыток, но потом решила все изменить. Каждый мастер продает свое изделие так дорого, как сам ценит свой труд. Конечно, рядом со мной на ярмарках выставляют куклы и подешевле, говорят, мол, нам лишь бы продать. В итоге они распродаются быстро, а мой товар остается. Он тоже со временем раскупается, только моя прибыль больше. Я признаюсь, что эта мысль о ценности и цене пришла ко мне не сразу. До того, как превратить свое хобби в бизнес, я вложила деньги в занятия психологическим тренингом.
Ирина Шубина уверена, что со временем так себя поведут и другие мастера, а рынок сувениров ручной работы станет совершенно иным.
Ираида Зотова, заведующая сектором декоративно-прикладного и изобразительного искусства Белгородского центра народного творчества:
- Решить проблему создания массового продукта не может мастер-одиночка. Особенно если его основная деятельность не позволяет направить все усилия на изготовление сувенира. Однако проблема разработки и изготовления массовых сувениров легла на плечи именно работников домов ремесел. В Белгородской области прошли смотры сувенирных работ, которые выявили проблемы. Так, большинство сувениров можно охарактеризовать как «милый пустячок», не имеющий никакой функции и не несущий никакого смысла. Но, по утверждению мастеров, именно они и раскупаются на ярмарках, для каковых обычно и делаются. В то время как тематические сувениры часто оказываются невостребованными, следовательно, их изготовление для мастера нерентабельно. Вторая проблема - отсутствие упаковки - для мастеров она обходится дороже самого изделия. Кроме того, художественный уровень сувениров очень разный, поскольку различны профессиональная подготовка и способности мастеров. Много изделий откровенно китчевого характера. Подытоживая все эксперименты с изготовлением сувенира мастерами области, можно сделать вывод: массовый сувенир невозможен без создания индустрии - начиная с изготовления и заканчивая сбытом. И в одиночку с этим не справиться. Производство сувенирной продукции подразумевает вложение средств в инфраструктуру, организацию производственных мастерских, укомплектованных необходимым оборудованием и штатом, начиная от художника, создающего образцы изделий, до подмастерьев и подсобных рабочих, занятых заготовкой материалов. Сбытом сувенирной продукции должны заниматься профессиональные маркетологи.