18.10.2016 12:06
Экономика

Предприниматели СЗФО пожаловались на необоснованные проверки

Предприниматели в регионах СЗФО жалуются на необоснованные контрольно-надзорные мероприятия
Текст:  Людмила Черкашина
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №235 (7103)
Чтобы избавить малых и средних предпринимателей от необоснованных проверок, необходимо проводить более детальную идентификацию граждан, жалобы которых становятся основанием для проведения надзорных мероприятий. А также проверять факты, приведенные в обращениях. Так считают представители бизнес-сообществ СЗФО, которые констатируют активизацию деятельности контролеров.
Читать на сайте RG.RU

Жалоба от Иванова

В Калининградской области контролирующие органы рассчитывали провести в 2016 году 2,9 тысячи плановых проверок субъектов бизнеса, однако прокуратура утвердила только 1,7 тысячи контрольно-надзорных мероприятий. При этом, по словам калининградского бизнес-омбудсмена Георгия Дыханова, становится больше внеплановых проверок. В текущем году их количество оценивается на уровне двух-трех тысяч, и далеко не всегда эти мероприятия являются законными.

Почему "надзорные каникулы" навредили бизнесменам СЗФО

- Чаще всего причиной для проведения необоснованной проверки субъекта бизнеса становятся "фиктивные" обращения граждан, - комментирует Дыханов. - В каких-то случаях органы власти оказываются не по своей воле втянутыми в конкурентную борьбу субъектов бизнеса. В каких-то случаях написание обращений инициируют сами сотрудники контрольно-надзорных органов - чтобы отомстить компании за отказ платить какую-то мзду, собрать больше штрафов или просто не позволить субъекту бизнеса "расслабиться".

Из 72 письменных обращений, которые поступили в аппарат калининградского бизнес-омбудсмена в текущем году, семь содержат жалобы на контрольно-надзорные мероприятия. Шесть этих проверок уполномоченный по защите прав предпринимателей признал необоснованными.

- К нам также поступило порядка десяти устных жалоб на незаконные надзорные действия органов власти, - считает Дыханов. - Хотелось бы посоветовать субъектам бизнеса не молчать, если контрольно-надзорные мероприятия им кажутся подозрительными. Региональный закон об уполномоченном по защите прав предпринимателей позволяет мне принимать участие в выездных проверках и защищать интересы субъектов бизнеса не только дистанционно, но и в ходе таких мероприятий.

Неформальный контроль

В Петербурге, как и в Калининградской области, большую часть внеплановых проверок органы власти проводят по обращениям граждан.

- Приведу конкретный пример. У одного предпринимателя есть несколько торговых точек в разных районах города, - говорит исполнительный директор Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков. - Примерно в одни и те же дни на работу этих точек поступили жалобы, подписанные разными гражданами пенсионного возраста. При этом текст обращений был идентичный, вплоть до запятых.

Надзорные "каникулы" не защитят бизнес от всех проверок

Как считает Меньшиков, контролирующие органы следует обязать связываться с заявителем, чтобы более детально идентифицировать его личность, уточнить информацию, содержащуюся в обращении. Главное при этом - соблюсти баланс интересов граждан и предпринимателей. Не заставлять человека, который действительно по-страдал от действий недобросовестного субъекта бизнеса, бегать по кабинетам, но и не выходить с проверкой на предприятие по каждой жалобе, в том числе фиктивной.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются вновь созданные малые и средние компании, связана с обилием контрольных действий со стороны органов власти, которые не называются проверками. Когда открывается новое предприятие торговли или сферы услуг, за один день его могут посетить два-три ревизора. Участковый просит предоставить копию договора аренды, сотрудник районной администрации - лицензию на право осуществлять ту или иную деятельность, торговать алкоголем.

- Предприниматель тратит человеко-часы, бизнес-климат становится некомфортным, - резюмирует Меньшиков. - По-этому необходимо, с одной стороны, запретить контролирующим органам требовать от субъектов бизнеса документы, если их можно запросить в другом госоргане. С другой стороны, запретить в принципе проводить неформальные контрольные действия, если для этого нет законных оснований.

Всего один звонок

С предложениями исполнительного директора Союза малых предприятий Санкт-Петербурга согласен калининград-ский бизнес-омбудсмен.

- Что касается фиктивных жалоб, вот показательный случай. От имени некого студента из Московской области пришли жалобы на калининградское масложировое предприятие, которое якобы сливает загрязненные стоки в реку Преголю, - продолжает Дыханов. - На производство выехали сотрудники шести контролирующих органов. Выяснилось, что у предприятия замкнутый цикл водо-

потребления: стоки очищаются, используются повторно и никуда не сливаются. Студент же, от имени которого поступили обращения, никогда в Калининграде не был. Он продал свои паспортные данные неизвестным людям и ничего не знал о жалобах. Если бы представитель хотя бы одного из контролирующих органов позвонил этому человеку, государству не пришлось бы тратить деньги на проведение шести проверок.

Каких бизнесменов на три года оградят от проверок

Чтобы таких ситуаций не возникало, необходимо внести изменения в ФЗ N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государ-ственного надзора и муниципального контроля", уверен калининградский бизнес-омбудсмен. Запретить проводить проверку в случае, если заявитель в процессе устного общения с представителем органа власти будет утверждать, что не писал обращение. И разрешить не проводить проверку, если гражданин не может конкретизировать факты предполагаемого нарушения. Сотрудники органов власти, которые уже сейчас связываются с заявителями, утверждают: обычный телефонный звонок отсекает 30-40 процентов жалоб.

Кроме того, важно нивелировать проверки "по звонку сверху" - кроме случаев, когда существует реальная угроза жизни и здоровью граждан. Пока же федеральные министерства и ведомства имеют право инициировать проверки.

Шесть незаконных проверок

"Надзорные каникулы" регламентирует именно ФЗ N 294. В рамках этого же ФЗ органы прокуратуры могут контролировать деятельность ревизоров в части проведения проверок. В Новгородской области, по информации региональной прокуратуры, в текущем году необоснованными были признаны шесть контрольно-надзорных мероприятий субъектов бизнеса. Чаще всего предпринимателей проверяли с нарушениями законодательства региональные управления Роспортебнадзора и Роскомнадзора.

- Сотрудников органов власти, готовивших проект распоряжения о проверке и проводивших их, которые были признаны необоснованными, можно привлечь к дисциплинарной ответ-ственности, - говорит старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Новгородской области Андрей Санаров. - А руководителю, уполномочившему проведение проверки, грозит административная ответственность, предупреждение или административный штраф. При повторном нарушении - дисквалификация на срок до одного года. Аннулируются и результаты проверки.

Предпринимателям рекомендуют оперативно обращаться в прокуратуру, получив распоряжение о проведении проверки, которая им кажется необоснованным, или документа по итогам такого мероприятия. Однако пока чаще всего проверки признаются незаконными по прошествии нескольких месяцев, в результате плановых надзорных мероприятий прокуратуры. Важно, чтобы о нарушении стало известно пока не прошли сроки давности правонарушений, а предприниматель не успел заплатить штрафы.

Малый бизнес Товары и цены Калининградская область Санкт-Петербург Северо-Запад