Через год после переговоров в Париже лидеры России, ФРГ, Франции и Украины встретились в ведомстве федерального канцлера в "нормандском формате", причем сначала Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко побеседовали отдельно. И уже потом - с участием президента России. А после уже без Порошенко, лидерам трех стран предстояло обсудить Сирию.
Сначала в здание, где проходила встреча, приехал Порошенко, потом Олланд, а затем - Путин, которого встретила Меркель на красной дорожке с почетным караулом. Пожав друг другу руки и попозировав для фотографов, лидеры сели за круглый стол переговоров. Рядом с Путиным сидели помощник президента Владислав Сурков и глава МИД Сергей Лавров. Напротив - Порошенко и его представители. Также в зале были пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков и помощник президента Юрий Ушаков. От прессы беседа была полностью закрытой, разрешили лишь минутную съемку начала встречи.
Еще с утра сомнений, что визит, как говорится, "уйдет в ночь", не было: слишком сложные предстояли переговоры, слишком тяжело сблизить позиции. "До полуночи не закончим, как минимум", - заранее предупредил журналистов пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Россия хотела бы добиться от Киева выполнения минских договоренностей: пока что украинское руководство этого не делает, и процесс зашел в тупик. Не выполнены пункты политического урегулирования: не проведена конституционная реформа, не введен в действие закон об особом статусе региона, не выполнен пункт об амнистии, не принят закон о выборах. А за несколько дней до встречи в Берлине убили лидера ополчения Арсения Павлова, известного как Моторола. В Донбассе это посчитали объявлением войны.
"Прорывов не ожидаем", - сказал Песков. "В идеале лучшим итогом было бы обязательство Украины выполнить минские договоренности таким образом, как это зафиксировано в подписанном главами государств документе. Как вы понимаете, идеальные цели не всегда соответствуют реальности", - отметил он.
При этом глава МИД Франции Жан-Марк Эйро заявил, что цель встречи - согласование даты выборов на Донбассе и достижение договоренностей по отводу вооружения на востоке Украины.
О визите Путина в Берлин стало известно на днях. Еще на прошлой неделе глава государства собирался в Париж, открывать российский духовно-культурный центр по приглашению Олланда. Но вдруг французский лидер дал понять, что открывать официально этот центр не время и нужно мероприятие перенести. "Мы, собственно говоря, и не навязывались", - отреагировал Путин, заметив, что готов приехать в удобный для Олланда момент. Тем временем на ужин в Берлин в тот же день, 19 октября, лидеров "нормандской четверки" пригласила Ангела Меркель. Но до последнего было непонятно, приедет ли российский президент.
Перед берлинским саммитом помощники лидеров интенсивно совещались в Минске. "Безусловно, говорить о том, что там удалось выйти на какой-то позитивный результат, к сожалению, не приходится", - констатировал Песков. "Но тем не менее, учитывая, что прошел год с момента прошлой встречи в Париже, посчитали целесообразным собраться именно для обсуждения того, где мы сейчас находимся, потому что экспертные переговоры не позволяют достичь ощутимых результатов. Это требует дополнительного внимания со стороны глав государств", - пояснил он.
"Никто не отказывался от минских соглашений, поэтому в данном случае цель - посмотреть, где мы находимся, и констатировать, что именно мешает выполнить минские соглашения", - уточнил Песков. На вопрос о том, какие ожидания связывают в Кремле с предстоящими обсуждениями Украины и Сирии, пресс-секретарь президента сказал: "Во всяком случае, это хорошая возможность вновь довести до наших визави российскую позицию".
От берлинской встречи не стоит ждать чудес, считает и Ангела Меркель. При этом ожидания ФРГ от встречи по Сирии даже скромнее, чем от саммита в нормандском формате. Об этом заявил официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт. "Мы с госпожой Меркель попросим господина Путина, чтобы он продлил перемирие для гуманитарного доступа", - объявил Олланд.
На момент подписания номера переговоры в Берлине продолжались.