25.10.2016 14:14
Экономика

В Чечне прошел самый большой на Кавказе семейный исламский маркет

Исламский маркет поможет начинающим бизнесменам выйти на рынки кавказских регионов
Текст:  Мария Мацур (Чеченская Республика)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №241 (7109)
В Грозном состоялся самый большой в Северо-Кавказском федеральном округе семейный исламский маркет. Миссию мероприятия его организаторы - ведущий сотрудник академии наук ЧР Селима Товсултанова и популярный чеченский фотограф Седа Сулиманова - обозначили как укрепление мусульманских семейных ценностей. Но на практике ярмарка выполнила еще одну не менее важную задачу - региональные производители получили возможность презентовать выпускаемую продукцию широкой аудитории и найти новых клиентов
Читать на сайте RG.RU

Ярмарка талантов

В течение трех дней ярмарку посетили сотни местных жителей и гостей республики. Женщины могли подобрать себе традиционные наряды и украшения, халяльную косметику и парфюмерию, а также приобрести предметы интерьера, детскую исламскую литературу и игры. Мужчинам дизайнеры предлагали одежду с элементами вайнахского костюма, аксессуары для документов и мобильных телефонов с изображением кавказских достопримечательностей. Всего в торгово-развлекательном центре "Грозный-сити" свой товар представили около 50 предпринимателей не только из Чечни, но и соседнего Дагестана.

Уральский бизнесмен выставил коллекцию живописи, посвященную сказам

Кроме того, для посетителей прошли мастер-классы по fashion-иллюстрации, уходу за кожей и тонкостям искусства макияжа, правилам ношения слингов (тканевых приспособлений для переноски новорожденных). Пока родители совершали покупки, с детьми занимались профессиональные педагоги и аниматоры.

Как подчеркивают организаторы, формат подобных маркетов с акцентом на соответствие традициям ислама для нашей страны не нов, но на Северном Кавказе их практически никто не проводит. Между тем в республике сегодня появляется много интересных брендов, которым сложно на первом этапе заявить о себе. По словам Седы Сулимановой, ездить в столицу России и другие регионы довольно дорого, поэтому для поддержки стартапов Чечне была необходима своя презентационная площадка.

- Это удобно и производителям, и покупателям, которые могут приобрести здесь интересную продукцию и с пользой провести время, - уверена Седа.

Ее партнер - Селима Товсултанова - вплотную изучала вопросы развития экономики региона, защитила кандидатскую диссертацию на тему инноваций. Поэтому организацией события она занималась, основываясь на профессиональных знаниях.
- Итогом маркета становятся не только хорошие продажи - происходит обмен опытом, заключаются соглашения о коллаборациях, все получают большой заряд энергии и вдохновения, - считает Селима.

По рецептам бабушки Олеси

Производитель натуральной косметики из Грозного Олеся Ирбагиева как раз из тех, для кого ярмарка стала первым большим презентационным мероприятием. В ассортименте мастерицы - шампуни, кремы, скрабы, мыло, твердые восковые духи и масла от растяжек. Созданы они на основе традиционных компонентов, среди которых широко используемые на Востоке черный тмин и хильба (пажитник), древесный уголь и черная глина. Некоторые рецепты составлены по советам 91-летней бабушки Олеси, которая с молодости пользовалась натуральными средствами.

- Все компоненты, соответствующие стандарту халяль, мне привозят из Египта, а готовлю и упаковываю косметику я сама, - рассказывает предприниматель. - Профессионально стала заниматься этим направлением после рождения третьей дочери, а сегодня хочу развивать свое дело дальше.

Бренд модной молодежной одежды с кавказской символикой Boomzi создан в противовес популярным у местных парней футболкам с яркими кричащими надписями

Сначала продукцию бренда, название которого переводится как "Мой секрет красоты", Олеся реализовывала среди своих знакомых, находила покупателей и через социальные сети. После семейного исламского маркета Олеся настроена уже выйти и на офлайн-рынок - первые постоянные клиенты уже появились.

В России стал популярным краудфандинг для бизнес-идей

Грозненцы Магомед Аюбов, Абдулла Чабаев и Аслан Джукалаев основали бренд модной молодежной одежды с кавказской символикой Boomzi в противовес популярным у местных парней футболкам с яркими кричащими надписями. Познакомившись и подружившись в интернете два года назад, они решили предложить аудитории качественные и эстетически привлекательные наряды по доступным ценам. Дизайн молодые люди придумывали сами, контактировали с поставщиками тоже. От рождения идеи до выпуска первой партии прошло около четырех месяцев. И она, по словам Магомеда Аюбова, разлетелась в считанные дни. После чего бизнесмены поняли, что двигаются в правильном направлении.

- Сейчас мы намерены завоевывать новые рынки - не только в кавказских регионах, но и за их пределами, - делится планами предприниматель. - Для этого стараемся заявить о себе на различных площадках, в том числе ориентированных на мусульман. Могу сказать, что продажи ряда моделей по итогам такой работы выросли в разы.

Подтянуть туриста

Дизайнер Сюзанна Бекмурзаева представила на ярмарке блокноты, обложки на документы и другие аксессуары в национальном стиле, выполненные в технике скрапбукинг. Девушка говорит, что в Чечне этот вид творчества только набирает обороты, тогда как в других регионах у него уже есть масса поклонников.

- Многие местные жители пока не понимают, почему подобные изделия стоят относительно недешево. Я объясняю им, это очень кропотливый ручной труд, - поясняет Сюзанна. - Автор тратит на каждое изделие много времени, вкладывает в него свои умения и душу.

Белгородские мастера раскрыли секреты сувенирного бизнеса

По словам дизайнера, подобные изделия способны расширить ассортимент предлагаемых сегодня сувениров, которые гости увозят домой после визита на Кавказ. Такую возможность производителям периодически предоставляет мэрия Грозного, приглашающая мастеров на городские мероприятия, - осталось только вывести ее на системную основу.

Сам исламский маркет, по мнению его участников, готов к тому, чтобы проходить ежегодно и стать привлекательным в рамках развития в республике событийного туризма. Подобное предложение будет направлено в профильный комитет правительства ЧР.

Мнение

Мурат Шахидов, эксперт отдела развития туризма, разработки и реализации государственных программ комитета правительства ЧР по туризму:

- Событийный туризм постепенно становится одним из важных направлений развития индустрии отдыха в Чечне. В первую очередь речь идет о спортивных мероприятиях, таких как футбольные матчи с участием популярных команд или, к примеру, международный заплыв I LOVE SVIMMING на высокогорном озере Казеной-Ам. Кроме того, большой популярностью пользуются события, приуроченные ко Дню города Грозного, который традиционно празднуется очень интересно и широко. И, безусловно, особым спросом пользуются мероприятия в рамках религиозного или халяльного туризма.

Республика сегодня является, пожалуй, единственным регионом, где верующий человек может не беспокоиться о том, соответствуют ли предлагаемые ему еда или услуги нормам ислама. Поэтому семейный маркет, собравший на своей площадке производителей халяльной продукции, вполне может стать частью этого вида отдыха - необходимо желание организаторов и встречный интерес гостей нашей республики.

Кстати

Самым масштабным исламским маркетом в России сегодня считается WANDI BAZAR, объединяющий отечественную индустрию muslim life style. Он традиционно проходит в знаковых местах Москвы, где у самой широкой аудитории есть возможность приобрести вещи, косметику, предметы искусства и другие товары, созданные компаниями и брендами, изначально ориентированными на мусульман. Активное участие в маркете принимают и представители республик Северного Кавказа, продукция которых востребована у столичных потребителей. В их числе - производители молочных и мясных продуктов, сладостей и одежды.

Малый бизнес Чеченская Республика Кубань. Северный Кавказ